Высота сахарницы (без ручки) 6,0 см, сливочника 8,7 см. Длина щипцов 13,5 см
Вес 466,4 г
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84»; именник мастера ДН (на сливочнике и сахарнице) и ес (на щипцах)
Базовая цена
220 000 руб.
123
Набор «Эгоист»
Россия, Москва, 1908-1917 гг.
Мастерская Д.П. Никитина
Серебро, сталь, позолота; эмаль по скани
Длина ножа 21,5 см, вилки 18,5 см, ложки 18,9 см. Вес 192,9 г
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84»; владельца мастерской ДН; фабрикантши Вырыпаевой АНАСТПЕТ ВЫРЫПАЕВА на лезвии ножа; ТОРГОВОЕ ТВО Е.Н. Макаровой
Набор изготовлен в мастерской серебряных изделий Н.П. Никитина. Стальное лезвие ножа изготовлено на фабрике Анастасии Петровны Вырыпаевой – наследницы одной из лучших российских фирм по производству стальных лезвий и ножей, основанной купцом Ф.М. Вырыпаевым (1818-1900 гг.).
Базовая цена
70 000 руб.
124
Крюшонница «Садко» с разливательной ложкой
Россия, Москва, 1908 г.
Неизвестный мастер
Серебро, позолота; литье, штамп, чеканка
Высота 38,5 см, ширина 23,0 см. Длина ложки 22,0 см
Вес 2357,0 г
Клейма: Московского пробирного управления 1908-1917 гг.; знак удостоверения; на ложке клеймо Московского окружного пробирного управления 1899-1908 гг.; именник мастера KIA под IIIв фигурном щитке.
Крюшонница выполнена в виде ковша с высокой ручкой, которая украшена рельефным орнаментом, включающим в себя изображения волн, древнерусских архитектурных элементов и фрагментов богатырских доспехов. Сам ковш опирается на три литые декоративные ножки. Тулово украшает литая фигура Садко в длинной рубахе и плаще. В одной руке он держит гусли, другая, с зажатой в ней шапкой, поднята вверх.
Чашечка ложки выполнена в виде ковшика. Ручка длинная, сильно изогнутая в завершении, в верхней части украшена рельефным орнаментом с элементами деталей древнерусской архитектуры и богатырских шлемов.
Данный набор представляет собой превосходный образец стиля «национального романтизма», пришедшего на смену русскому «историческому стилю». Для названного стиля характерна подчеркнутая архаизация, геометризация силуэтов и декора. Мастера, работавшие в этом стилистическом направлении, искали вдохновения в отечественной истории, в былинном и сказочном прошлом своей страны. Таким образом, на серебряных изделиях стали появляться персонажи русских сказок и былинных циклов, а порой и реальные исторические персонажи. В создании стиля «национального романтизма» принимали участие знаменитые русские художники В. Васнецов, М. Врубель, К. Рерих, И. Билибин.
Очевидно, что образцом для создания серебряной фигуры, украшающей ковш, послужил рисунок Ивана Билибина «Садко. А и здравствуешь Великий вольный Новгород!», 1903 г. Однако мастер крюшонницы не слепо скопировал его, но сделал свою художественную интерпретацию для объемной пластически оформленной фигуры. Качество отливки и проработки поверхности фигуры Садко говорит о высоком мастерстве изготовителя.
Подобные предметы создавались в единичных экземплярах по индивидуальным заказам или для демонстрации на выставках.
Базовая цена
2 000 000 руб.
Цена продажи
3 800 000 руб.
125
Пара солонок-ковшиков с ложечками
Россия, Москва, 1899-1908 гг. (солонки), 1908-1917 гг. (ложки)
Мастер Н.Ф. Струлев, 20-я московская артель
Серебро, позолота; эмаль по скани, канфарение
Длина солонки 8,5 см, длина ложки 5,5 см. Вес 104,2 г
Клейма на солонках: Московского окружного пробирного управления; именник мастера НС
Клейма на ложках: Московского окружного пробирного отделения в форме лопатки с цифровым обозначением пробы «84»; именник мастерской 20А
Солонки исполнены в мастерской Николая Федоровича Струлева – владельца заведения серебряных изделий. Прекрасная сохранность.
Базовая цена
170 000 руб.
Цена продажи
170 000 руб.
126
Ложка раздаточная
Россия, Москва, 1908-1917 гг.
Фирма «Хлебников»
Серебро, позолота; эмаль по скани
Длина 19,4 см. Вес 80,7 г
Клейма: Московского окружного пробирного управления в форме лопатки; фирмы ХЛЕБНИКОВЪ со знаком придворного поставщика
Базовая цена
150 000 руб.
Цена продажи
170 000 руб.
127
Ковш
Россия, Москва, 1908-1917 гг.
Мастерская Федора Рюкерта
Серебро, позолота; эмаль по скани, литье, скань
Размер 4,5 х 13,0 х 6,5 см. Вес 122,0 г
Клейма: Московского пробирного управления с цифровым обозначением пробы «88»; знак удостоверения
Как известно, Федор Рюкерт прославился на весь мир своими исключительными по красоте и фантазийности эмалевыми изделиями, но кроме того он привнес в российскую ювелирную практику европейский деловой обычай – начал продавать изделия через другие фирмы, с нанесением на них клейм этих фирм. Это было новым словом в организации ювелирного производства и бизнеса. Основными клиентами Рюкерта становились не розничные покупатели, а ювелирные фирмы. Российское пробирное законодательство не было подготовлено к такой практике. Согласно правилам клеймения, перед представлением изделия пробиреру на нем должен был стоять оттиск клейма мастера, зарегистрированного в данной пробирной инспекции (списки обновлялись ежегодно). Вначале именники фирм-посредников на изделиях Рюкерта ставились, где было возможно, часто поверх клейма мастера. Позднее было найдено необычное решение. Мастера Рюкерта стали ставить свое клеймо на серебряных заготовках в нетипичных местах с таким расчетом, чтобы впоследствии оно оказалось закрытым эмалью. А на оставленном свободном месте рядом с государственным клеймом наносились именники Фаберже, Овчинникова, Хлебникова, Братьев Грачевых, Курлюкова, Болина, Маршака и др. фирм, которые выкупали изделия из мастерской Рюкерта или заказывали их под конкретных покупателей. Однако изредка, как в данном случае, место так и оставалось незанятым.
Ковш отличается оригинальностью художественного решения, которое перекликается с изделиями мастерских в Абрамцеве и Талашкине, а также особенной колористической гаммой эмалей с преобладанием холодных оттенков, которая станет определённой визитной карточкой мастерской Ф. Рюкерта примерно с 1908 г. Исследователи связывают эти изменения с началом работы в мастерской сына основателя - Павла Рюкерта, выпускника Строгановского училища.
Экспертное заключение В.В. Скурлова
Базовая цена
500 000 руб.
Цена продажи
1 000 000 руб.
128
Два кувшина для вина
Германия, Франкфурт-на-Майне, начало XX в.
Фирма Lazarus Posen
Серебро, хрусталь; литье, гравировка, резьба по стеклу
Высота 21,8 см
Клейма: цифровое обозначение пробы «800»; городское; фирмы POSEN
Базовая цена
145 000 руб.
129
Вазочка для варенья
Россия, Москва, 1908-1917 гг.
Фирма П. Овчинникова
Серебро, позолота, хрусталь; эмаль по скани, резьба по стеклу
Высота 9,5 см, диаметр основания 9,5 см
Клейма: Московского пробирного управления; клеймо фирмы П. Овчинников под знаком придворного поставщика
Превосходная сохранность.
Базовая цена
105 000 руб.
Цена продажи
105 000 руб.
130
Туалетный набор
Португалия, конец 1930-х-1940-е гг.
Неизвестный мастер
Серебро; литье, штамповка, гравировка
Высота вазы 33,0 см, высота кувшина 30,0 см
Вес 1809,5 г
Клейма: цифровое обозначение пробы «0,925»; португальское клеймо качества для изделий после 1938 г.; именник мастера в фигурном щитке FMT
Базовая цена
200 000 руб.
131
Запонки «Тысячелетие России»
Россия, Санкт-Петербург, 1860-е гг.(?)
Мастер Карл Сиверс
Золото; эмаль, литье
Вес 8,7 г
Клейма: городское Санкт-Петербурга; цифровое обозначение пробы «56»; именник мастера CS в фигурном щитке
На синий эмалевый фон наложены золотые накладки с изображением памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Памятник был создан по проекту скульптора М.О. Микешина и торжественно открыт в присутствии Александра II в 1862 г. На запонках схематически повторена вся композиция: на высоком постаменте покоится сфера, окруженная фигурами российских правителей от Рюрика до Петра I, на сфере возвышается фигура ангела с крестом, перед которым склонилась женская фигура – олицетворение России. Основание постамента опоясывает надпись вязью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в лета 1862». На запонках читается «ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ РОССИИ».
Редкий образец ювелирных изделий с изображением одного из наиболее знаменитых российских монументов. Хорошая сохранность.