Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
 
 

Аукцион №3 - Изобразительное искусство

Opus 3
Раздел
Страницы:  Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9  
Изображение № лота Описание Цена
«Морской месяцеслов на лето 1825» 81

«Морской месяцеслов на лето 1825»

Санкт-Петербург, Морская типография, 1823 г.

93 с., титульный лист, мягкая обложка; 19,5х12,7 см

На обложке надпись чернилами: «Его Превосходительству Ивану Федоровичу Крузенштерну»

И.Ф. Крузенштерн (1770–1846) – российский мореплаватель, адмирал; совершил первую российскую кругосветную экспедицию.

В прекрасной сохранности.

Базовая цена
65 000 руб.
 
«Бородинский бой и его памятники на Бородинском поле» 82

«Бородинский бой и его памятники на Бородинском поле»

Москва, типография Окружного штаба, 1903 г.

129 с., титульный лист, 4 плана, 1 карта, в твердом переплете; 22,0х16,0 см

Краткий исторический очерк с иллюстрациями

Автор-составитель подполковник Оболешев

Принадлежала доктору В.П. Малееву

Базовая цена
4 000 руб.
 
Документальный архив об организации выставки «15 лет РККА» в 4-х тт. 83

Документальный архив об организации выставки «15 лет РККА» в 4-х тт.

Архив содержит рукописные биографии художников, скульпторов, служебные записки, стенографические отчеты, газетные вырезки, оригинальные рисунки и гравюры, фотографии участников выставки, посвященной 15-летию Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Подготовка к выставке началась 1 марта 1932 г. Торжественное открытие состоялось 30 июня 1933 г. в Москве в помещении иностранного павильона Сельскохозяйственной выставки. С 1 ноября 1933 г. по 14 июня 1934 г. выставка демонстрировалась в Ленинграде в Русском музее. В этом гигантском проекте приняли участие свыше 600 художников и скульпторов из Москвы, Ленинграда, других городов Советского Союза и зарубежья. Отпущенные на организацию средства – 1 000 000 руб. (в условиях разразившегося на Украине голода), привлечение всех художественных сил страны, прямые партийные вмешательства с жесткой регламентацией тематики, широкое освещение в прессе были направлены на демонстрацию военной мощи и потенциала Советского Союза. По статистике, приведенной в архиве, только в Ленинграде выставку посетило свыше полумиллиона человек. Она стала кульминацией в утверждении соцреалистической доктрины в советском искусстве, окончательно отвергнувшей всякие чуждые ей левые элементы. Время организации и проведения выставки (1932–1934 гг.) совпадает с основанием во всех советских республиках союзов художников, завершивших официальное существование независимых художественных группировок и объединений. Изобразительное искусство стало мощным оружием в пропаганде нового строя. С милитаристским пониманием роли художника в Советском Союзе выступил А.В. Луначарский на на 2-м пленуме Оргкомитета Союза писателей СССР в 1933 г.: «Мы все искусство целиком рассматриваем как громадной значительности отряд нашей армии социалистической борьбы и социалистического строительства… Мы — представители и участники борьбы за завтрашний день». Государство не просто определило генеральную линию развития культуры в советском обществе, оно регламентировало и вмешивалось абсолютно во все нюансы творческого процесса. Свободные поиски художников нового большого стиля в 1920-е гг., далекого как от  крайностей авангарда, так и от нарративности  реализма передвижников, вошли в серьезное противоречие с  диктатом  государства в этой области. Для многих художников начало 1930-х гг. – это время окончательного ухода в оппозицию и долгое забвение (Павел Филонов и его школа, К. Малевич и др.), последовавшие репрессии, выселения за Урал и в Среднюю Азию, нивелирование  индивидуального стиля. Выставка к 15-й годовщине РККА стала первым гигантским государственным заказом «своим» художникам. И данный архив является ценнейшим документом эпохи утверждения тоталитарного управления в советском государстве.

Архив собран и смонтирован ответственным секретарем «Комитета содействия художественной выставке к 15-й годовщине РККА» в Ленинграде Т.И. Воробьевым в 1934 г.; некоторые документы, вырезки из газет и приписки о дальнейших судьбах художников вносились в архив до конца 1930-х гг.

I том содержит рукописную хронику событий, планы и протоколы заседаний Комитета, списки художников и скульпторов, занятых в специальных семинарах, образцы удостоверений и извещений для посещения маневров и боевых частей с целью натурных зарисовок. Также в первом томе содержатся фотографии организаторов, жюри, художников; доклады и записки о проделанной работе, большая подборка газетных вырезок с указанием изданий, натурные зарисовки, афиша с перечнем участников, репродукции из каталога выставки. Всего 148 листов.

II том в алфавитном порядке содержит биографии 114 ленинградских художников и 33 скульпторов (М. Авилова, А. Бродского, Г. Верейского, И. Владимирова, А. Жабы, С. Павлова, А. Похомова, А. Рылова, А. Самохвалова, Н. Тырсы, Е. Чарушина, Л. Шервуда и др.), их фотографии и репродукции представленных на выставке работ, взятых преимущественно из печатного буклета. Биографии дополнены газетными вырезками и автографами  художников; к некоторым отдельным персоналиям добавлены поздние сведения.

III том – 195 сброшюрованных листов. Протоколы жюри по просмотру заданных эскизов и скульптур.

IV том содержит переписку секретаря Комитета Тихона Ильича Воробьева с участниками выставки.  Это всевозможные просьбы, заявления об участии, личные записки ленинградских художников; расписки о получении пропусков в военные части, машинописные сводки о состоянии готовности художников к выставке, списки художников с указанием адреса проживания, года рождения и социального происхождения; лозунги и утвержденная тематика. Всего более 200 документов.

Базовая цена
1 500 000 руб.
 
Альбом с оригинальными гравюрами Уильяма Хогарта 84

Альбом с оригинальными гравюрами Уильяма Хогарта

Лондон, издательский дом «Бойдель и К°», 1790-е гг.

107 гравюр, во владельческом переплете начала XIX в.; 66,5х50,0 см

На титульном листе: «The Original and Genuine works of William Hogarth… London: Published by Boydell and company, n 90, Cheapside»

Из собрания А.И. Маркушевича

Экспертиза Российской государственной библиотеки (Хромов О.Р.)

Альбом представляет собой прекрасно сохранившееся до наших дней издание со 107 гравюрами Уильяма Хогарта, выпущенное одним из лучших английских книгоиздательских домов XVIII – XIX вв. «Boydell and company», предположительно в 1795 г. Альбом –  чрезвычайно ценный и весьма редко встречающийся экземпляр. В настоящий момент известно два подобных издания гравюр У. Хогарта in folio издательского дома «Boydell and company» 1790–1800 гг., хранящихся в государственных библиотеках: Библиотеке Конгресса США и Библиотеке Лондонского университета.

Издание сборника гравюр У. Хогарта, предпринятое издательством «Boydell»,  отмечено в библиографических справочниках XIX в.: Ш. Брюне «Manuel du Libraire…», Ж. Грессе «Tresor de Livres…». В справочнике Ш. Брюне (первое издание 1865–1866 гг.) указана стоимость издания – 360 франков (около 120,0 г чистого золота по весу монет).

Уильям Хогарт (William Hogarth, 1697–1764) – известный английский художник и гравер XVIII в. В альбоме собрано 107 гравюр, созданных Хогартом в 1730–1760-е гг. по собственным картинам и оригинальным композициям.

Фронтиспис – гравированный автопортрет У. Хогарта (оригинал хранится в Лондонской национальной галерее). Вторая гравюра – еще один автопортрет 1764 г. Далее идет знаменитейшая серия из шести листов, получившая название «Карьера проститутки», созданная в 1730–1731 гг. по оригинальным живописным полотнам Хогарта (ныне утрачены). Следующие восемь  гравюр  воспроизводят живописный цикл «Похождение мота» – впервые были опубликованы в 1735 г. Далее – отдельные композиции (9 листов). После них в альбом включен еще один знаменитый цикл Хогарта «Модный брак» (6 листов). Все живописные оригиналы хранятся в Лондонской национальной галерее. Затем следуют четыре портрета. Следующие двенадцать листов объединены в цикл «Прилежание и леность», который впервые был издан в 1747 г. Вторая половина альбома включает воспроизведение отдельных живописных полотен Хогарта, оригинальные эстампы, отдельные листы из таких поздних циклов, как «Четыре стадии жестокости», «Выборы», «Анализ красоты», «Дон Кихот». В 1764 г. художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец, или Бездна», которой и завершен альбом.

Доски гравировались как самим У. Хогартом, так и другими мастерами (L. Sullivan, B. Baron, L.G. Scotin, S.F. Ravenet). В основном листы исполнены в технике офорта в сочетании с резцовой гравюрой и меццо-тинто.

Успех первой серии гравюр был настолько велик, что уже при жизни художника на рынке появились поддельные листы плохого качества. Эта ситуация стала предметом специального обсуждения в парламенте Англии, в ходе которого Хогарт добился права указания при печати своих гравюр парламентского разрешения с датой.

После смерти художника его вдова продала все доски издательству «Boydell and Co», за которые оно выплачивало семье ежегодную ренту. Издательство было объявлено единственным правообладателем на печать гравюр Хогарта. Первые фолианты, аналогичные представленному, стоили 20 фунтов золотом. На 1800 г. лишь 4%  населения Англии получали годовой доход более 200 фунтов, то есть месячный доход составлял 16,6 фунта. Иными словами, фолиант с гравюрами Хогарта могли позволить себе буквально единицы, и это было изначально очень дорогое издание.

Альбом происходит из известной коллекции математика Алексея Ивановича Маркушевича (1908–1979), страстного библиофила, знатока и ценителя гравюр. Он отмечен в его книге «Жизнь среди книг» (Москва, 1989 г. (посмертное): «Оригинальные и подлинные произведения Вильяма Хогарта (Лондон), публикация Бойдель и К° (конец XVIII в.). Огромный том, размером в большой развернутый лист, содержащий превосходные отпечатки 107 гравюр Хогарта, сделанные с подлинных медных досок, фронтиспис – автопортрет Хогарта, гравированный Б. Смизсом» (с. 69).

В прекрасной сохранности.

Базовая цена
1 900 000 руб.
 
Страницы:  Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9  
© Аукционный дом "Знакъ Арт", 2011