Памятная плакета в честь добычи миллиардного пуда нефти Товариществом братьев Нобель
Франция, Парижский монетный двор, 1907 г.
Автор модели Анри Варан
Бронза; чеканка, серебрение
10,0х8,0 см
Клейма: на гурте BRONZE
Подпись: H.V. 1907 и HenriVarenne
На лицевой стороне плакеты четыре профильных портрета: Роберта, Луиса, Альфреда и Эммануила Нобелей. На обороте слева – фигура богини Гестии (Вестии) с поднятой в руках горящей жаровней. На втором плане представлена сцена с паломниками, пришедшими поклониться в храме богине семейного очага и жертвенного огня. Внизу надпись на латинском языке: «IGNIS, MUNDILUMEN, VITAEFOCUS» («огонь, светоч мира, пламя жизни»).
Анри Фредерик Варан (Henri Frédéric Varenne, 1860–1933) – известный французский скульптор. В 1900 г. был удостоен звания кавалера Почетного легиона.
В прекрасной сохранности. Редкая.
Базовая цена
350 000 руб.
Цена продажи
350 000 руб.
92
Настенный медальон «Апостол Павел»
Россия, конец XIX в.
По модели 1817 г. скульптора-медальера Леонарда Поша
Чугун; литье, патинирование
18,5х16,8 см
Клейма: М:З:К:Я:Б:
Пош Леонард (Posch Leonard, 1750–1831) – австрийский медальер и скульптор. Уроженец Гасберга. Учился в Зальцбурге и Вене. Работал в Берлине (1804–1810, 1814–1831) и Париже (1810–1814). Автор портретов и сюжетных рельефов, часто по итальянским оригиналам – рисункам и живописным полотнам старых мастеров. Приглашен в Берлин в качестве модельера на Королевскую фарфоровую мануфактуру и Королевский литейный завод. В 1810 г. вывезен в Париж французскими оккупационными властями вместе с конфискованными моделями и художественными отливками из чугуна. По возвращении в Берлин получил звание профессора скульптуры и был вновь прикомандирован к Королевскому литейному заводу, Фарфоровой мануфактуре и Прусскому монетному Двору. С 1818 г. член Берлинской академии изобразительных искусств.
Базовая цена
39 000 руб.
Цена продажи
39 000 руб.
93
Шкатулка с лаковой миниатюрой «Гадание цыганки»
Россия, Федоскино, 1941 г.
Автор миниатюры А.А. Кругликов
Папье-маше, миниатюра масляными красками
26,0х19,0х9,5 см
Производство изделий из папье-маше было основано в конце XVIII в. П.И. Коробовым. В первой четверти XIX в. перешло к П.В. Лукутину. «Лукутинские» мастера создали школу миниатюры, отличающуюся реалистическим рисунком, характерной для народного творчества красочностью и декоративностью («тройки», «хороводы» и т.д.). В 1904 г. «лукутинское» производство было прекращено, а в 1910 г. на его базе была создана «Федоскинская кустарная артель бывших мастеров фабрики Лукутина». Широкое развитие федоскинское искусство получило в XX в. Для подготовки мастеров фабрики миниатюрной живописи в 1931 г. была создана Федоскинская художественная школа.
Представленная шкатулка – произведение одного из наиболее известных мастеров лаковой миниатюры А.А. Кругликова.
Большого размера и в прекрасной сохранности.
Базовая цена
70 000 руб.
94
Пара подносных блюд
Россия, 1890-е гг.
Дерево; резьба
Диаметр 40,0 см
На одном блюде резная надпись «ККМ», «ОТЪ КАЗАКОВЪ КАЛМЫКОВСКОЙ СТАНИЦЫ», на другом – «ККМ», «Наказному атаману», «ОТЪ КАЗАКОВЪ I-й 2-й УРАЛЬСКИХ СТАНИЦЪ»
Участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. С 1893 г. назначен на должность военного губернатора Уральской области, наказного атамана Уральского казачьего войска и командующего всеми войсками, размещенными в Уральской области. С 1899 г. – войсковой наказной атаман Донского казачьего войска.
После революции эмигрировал (по другим данным — расстрелян большевиками).
Имел награды: орден Св. Станислава II степени, орден Св. Владимира IV степени, Золотое оружие, орден Св. Станислава I степени, орден Св. Анны I степени, орден Св. Владимира II степени, орден Белого Орла, орден Св. Александра Невского, бриллиантовые знаки к ордену Св. Александра Невского.
Реставрация трещин. Очень редкие.
Базовая цена
180 000 руб.
95
Кубок охотничий
Западная Европа, вторая половина XIX в.
Стекло; резьба по стеклу
Высота 24,0 см
Восьмигранный кубок украшен превосходного качества резной композицией – олень с оленихой и маленьким олененком в лесу. Глубокая резьба по выпуклой поверхности исполнена на самом высоком уровне. Мастеру удалось соблюсти реалистические пропорции и объемность фигур животных без оптических искажений.
В прекрасной сохранности.
Базовая цена
11 000 руб.
96
Чашка с блюдцем «Три императора»
Западная Европа, первая четверть XIX в.
Фарфор; печать
Диаметр блюдца 13,5см, высота чашки 6,5 см
На блюдце воспроизведен портрет Матвея Ивановича Платова. Очевидно, оригиналом послужила гравюра с его изображением (см. описание к лоту №9). На чашке портреты трех императоров: Александра I, Фридриха Вильгельма III Прусского и Франца II Австрийского. В 1813 г. к России в войне против Наполеона присоединились Пруссия, Англия, Австрия, Швейцария, образовав «шестую коалицию».
Базовая цена
6 000 руб.
Цена продажи
6 000 руб.
97
Подсвечник
Германия, середина XIX в.
Мейсенская мануфактура (?)
Фарфор; надглазурная роспись, монтировка
Высота 33,0 см
Марки: в тесте 33
Скульптурная модель подсвечника разработана на Мейсенской мануфактуре в середине XVIII в. и использовалась с незначительными модификациями до начала XX в. Ножку подсвечника образуют фигуры полуобнаженной Венеры и младенца Эрота. На основании подсвечника четыре сценки – две полихромные и две гризайлевые с изображением всадников.
Незначительная реставрация.
Базовая цена
40 000 руб.
98
«Галантная сценка»
Россия, середина XIX в.
Завод Попова
Фарфор; надглазурная полихромная роспись
10,0х14,3хх14,5 см
Марки: в тесте соединенные АП
Завод Попова – одна из старейших частных фарфоровых мануфактур России, основан в 1806 г. в селе Горбуново Дмитровского уезда. До 1850-х гг. дела вел лично владелец предприятия Алексей Гаврилович Попов. Именно в этот период завод переживал наивысший расцвет. Просуществовал до 1875 г.
Скульптурная группа выполнена в подражание европейским образцам XVIII в.
Незначительная реставрация.
Базовая цена
70 000 руб.
Цена продажи
70 000 руб.
99
«Пастушок»
Россия, 1830-е гг.
Завод Попова
Фарфор; надглазурная полихромная роспись
9,0х9,0х15,5 см
Марки: в тесте соединенные АП, ж
«Пастушок» – одна из ранних фигурок, исполненных на заводе Попова. Дополнительная маркировка буквой «ж» характерна для изделий предприятия 1810–1830-х гг.
Небольшая ваза в стиле ампир с обеих сторон украшена идентичными композициями: рога изобилия, лира и пышный орнамент из листьев, основания ручек в виде голов овнов. Подобные вазы использовались в императорских и великокняжеских резиденциях для украшения каминов и мебели (секретеров, комодов). Ваза исполнена в цветовой гамме, характерной для Гербового золотого парадного сервиза из Павловского дворца, созданного по моделям С. Пименова и А. Воронихина в 1827 г. Это позволяет предположить, что данная ваза происходит из того же дворца. Отсутствие марки характерно для изделий ИФЗ периода царствования Александра I.
Аналогичная по форме ваза, но с другой росписью, представлена на выставке «Золотой век русского фарфора и стекла» в ГИМе (2012 г.).