Восьмигранный кубок украшен превосходного качества резной композицией – олень с оленихой и маленьким олененком в лесу. Глубокая резьба по выпуклой поверхности исполнена на самом высоком уровне. Мастеру удалось соблюсти реалистические пропорции и объемность фигур животных без оптических искажений.
В прекрасной сохранности.
Базовая цена
11 000 руб.
96
Чашка с блюдцем «Три императора»
Западная Европа, первая четверть XIX в.
Фарфор; печать
Диаметр блюдца 13,5см, высота чашки 6,5 см
На блюдце воспроизведен портрет Матвея Ивановича Платова. Очевидно, оригиналом послужила гравюра с его изображением (см. описание к лоту №9). На чашке портреты трех императоров: Александра I, Фридриха Вильгельма III Прусского и Франца II Австрийского. В 1813 г. к России в войне против Наполеона присоединились Пруссия, Англия, Австрия, Швейцария, образовав «шестую коалицию».
Базовая цена
6 000 руб.
Цена продажи
6 000 руб.
97
Подсвечник
Германия, середина XIX в.
Мейсенская мануфактура (?)
Фарфор; надглазурная роспись, монтировка
Высота 33,0 см
Марки: в тесте 33
Скульптурная модель подсвечника разработана на Мейсенской мануфактуре в середине XVIII в. и использовалась с незначительными модификациями до начала XX в. Ножку подсвечника образуют фигуры полуобнаженной Венеры и младенца Эрота. На основании подсвечника четыре сценки – две полихромные и две гризайлевые с изображением всадников.
Незначительная реставрация.
Базовая цена
40 000 руб.
98
«Галантная сценка»
Россия, середина XIX в.
Завод Попова
Фарфор; надглазурная полихромная роспись
10,0х14,3хх14,5 см
Марки: в тесте соединенные АП
Завод Попова – одна из старейших частных фарфоровых мануфактур России, основан в 1806 г. в селе Горбуново Дмитровского уезда. До 1850-х гг. дела вел лично владелец предприятия Алексей Гаврилович Попов. Именно в этот период завод переживал наивысший расцвет. Просуществовал до 1875 г.
Скульптурная группа выполнена в подражание европейским образцам XVIII в.
Незначительная реставрация.
Базовая цена
70 000 руб.
Цена продажи
70 000 руб.
99
«Пастушок»
Россия, 1830-е гг.
Завод Попова
Фарфор; надглазурная полихромная роспись
9,0х9,0х15,5 см
Марки: в тесте соединенные АП, ж
«Пастушок» – одна из ранних фигурок, исполненных на заводе Попова. Дополнительная маркировка буквой «ж» характерна для изделий предприятия 1810–1830-х гг.
Небольшая ваза в стиле ампир с обеих сторон украшена идентичными композициями: рога изобилия, лира и пышный орнамент из листьев, основания ручек в виде голов овнов. Подобные вазы использовались в императорских и великокняжеских резиденциях для украшения каминов и мебели (секретеров, комодов). Ваза исполнена в цветовой гамме, характерной для Гербового золотого парадного сервиза из Павловского дворца, созданного по моделям С. Пименова и А. Воронихина в 1827 г. Это позволяет предположить, что данная ваза происходит из того же дворца. Отсутствие марки характерно для изделий ИФЗ периода царствования Александра I.
Аналогичная по форме ваза, но с другой росписью, представлена на выставке «Золотой век русского фарфора и стекла» в ГИМе (2012 г.).
Базовая цена
340 000 руб.
101
Ваза с живописной копией картины К. Брюллова «Царица Александра, возносящаяся на небо»
Экспертиза Музея декоративно-прикладного искусства (Малаева З.Г.)
Лицевая сторона вазы украшена живописной копией картины Карла Брюллова «Царица Александра, возносящаяся на небо». Образу царицы Александры художник придал черты любимой дочери императора Николая I Великой княжны Александры, умершей в девятнадцатилетнем возрасте. Картина, точнее молельный образ, написана в 1845 г. в годовщину смерти княжны; в дальнейшем неоднократно копировалась, в том числе на пасхальных фарфоровых яйцах. Оборот вазы украшен пышным букетом.
Можно предположить, что ваза с царицей Александрой была заказана по случаю очередной годовщины ее родным братом императором Александром II. Высочайший уровень копийного мастерства художников Императорского фарфорового завода достиг своего пика к середине XIX в. Лучшие картины из собрания Эрмитажа, а также современная живопись, особенно полюбившаяся императору Александру II, переносились художниками ИФЗ на парадные вазы и другие изделия из фарфора.
Базовая цена
1 280 000 руб.
102
Тарелка «Гвардейская конно-артиллерийская бригада 1893 г.»
Надпись от руки на обороте дна: «Гвардейская/ Конно-Артиллерiйская бригада 1893 г./ Съ рис. В.В. Мазуровского/ исполнилъ Ив. Назаров 1909 г.»
Все три тарелки принадлежат военной серии с изображениями русских войск в форме времен императора Александра III по эскизам В.В. Мазуровского. Эскиз борта тарелок с лавровыми листьями и государственным гербом, разработанный заведующим живописной мастерской Императорского фарфорового завода Р.Ф. Вильде, утвержден в 1907 г. (хранится в ГЭ). Заказ серии датируется по документам завода 31 марта 1907 г. Каждая тарелка изготовлялась в двух экземплярах ведущими художниками-миниатюристами. Всего утверждено 78 эскизов. К 1912 г. были расписаны 142 тарелки, а в 1913 г. – еще 11. Большая часть тарелок из этой серии (75) хранится в Русском музее.
Надпись от руки на обороте дна: «Л-Гв. Павловскiй полкъ 1893 г./ съ рис. В.В. Мазуровского./ исп. Н. Кирсанов 1909 г.»; инвентарный номер (неразборчиво)
В превосходной сохранности.
Базовая цена
800 000 руб.
104
Тарелка «Рядовой Либавского Крепостного батальона 1893 г.»
Надпись от руки на обороте дна: «Рядовой Либавскаго/ Крљпостногобаталiона 1893 г./ съ рис. В.В. Мазуровского/ исп. Д. Тюляхтинъ 1903 г.»; инвентарный номер «№ 4752/ Р.40. УП.»