Клейма: пробирное Австро-Венгерской империи для изделий из серебра 1737–1866 гг.; АL92; именник мастера АО
Потир – греческое название богослужебного сосуда, который используется в христианстве для совершения таинства Святого Причастия. Церковный потир – это образ чаши, которую Иисус Христос преподал своим ученикам на Тайной вечери. Потиры, как и другие евхаристические предметы, выполнялись из серебра и золота, украшались драгоценными камнями.
Форма представленного сосуда традиционная: небольшая по объему чаша, на длинной ножке с балясиной, на округлом, фигурном основании. Потир декорирован чеканным рельефным орнаментом в стиле рококо: волютообразными завитками, цветами и листьями аканта.
На основании в трех фигурных картушах расположены композиции из цикла Страстей Христовых: «Моление о чаше», «Ecce Homo» («Се Человек») и «Несение креста». На тулове чаши, в трех картушах изображены «Спас Нерукотворный», «Апостол Петр» и «Богоматерь».
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84» и инициалами управляющего округом Ивана Лебедкина; сдвоенное городское Москвы и цифровое обозначение пробы «84» для изделий из серебра последней четверти ХIХ в.; именник мастера ПН на чаше; именник АС на основании
Представленная чаша – небольшой по объему сосуд на стояне и круглом основании. Край чаши слегка отогнут. По венцу резная обронная надпись вязью: «ТЕЛО ХРИСТОВО ПРИИМИТЕ ИСТОЧНИКА БЕЗСМЕРТНАГО ВКУСИТЕ». Тулово чаши украшают четыре медальона с изображениями Спаса Вседержителя, Богоматери, Голгофского креста и Иоанна Предтечи, а также гравированный растительный орнамент, стилизованный в русском стиле.
Клейма: городское Москвы с годом 1767; альдермана; именник мастера В•А
Иконография близка к сюжету «Воскресение Христово» в западноевропейской религиозной живописи. Внешние декорации (пещера и гроб) здесь едва обозначены и лишь напоминают о месте события. Такие неканоничные иконы с образом Спаса Вседержителя в рост появились на Руси в конце ХVII в. Но если памятники семнадцатого столетия, созданные в поздней стилистике Оружейной палаты, еще оставались привычными иконами, то представленное произведение – это уже, безусловно, картина на религиозную тему. Художник создал ясную сбалансированную композицию, в которой можно отметить черты своеобразного классицизма. Мягкая гармония сдержанной колористической гаммы созвучна лику Христа. Икона пронизана тонким элегическим лиризмом и далека от сакральных глубин древнерусской образности.