Золотофонные иконы пользовались большой популярностью во второй половине ХIХ в. Фон, покрытый сусальным золотом, воспринимался не только как яркий декоративный элемент, но как воплощение светозарного Горнего мира; некое противопоставление абстрактной плоскостности среды, которая окружает святого, реализму светской живописи. Для украшения золотофонных икон часто использовали дополнительный художественный эффект – резьбу или гравировку по левкасу. Рельефный орнамент, стилизованный под древнерусские миниатюры и монументальные росписи, в ХIХ столетии вошел в арсенал декоративных мотивов русского стиля и был призван показать красоту традиционного русского узорочья.
Базовая цена
110 000 руб.
192
Икона «Святая равноапостольная княгиня Ольга и святой преподобный Онуфрий Великий»
Россия, Санкт-Петербург. Вторая половина ХIХ в.
Мастерская Пешехоновых
Дерево, масло, позолота; гравировка по левкасу
26,8х21,0 см
Онуфрий Великий – раннехристианский святой, отшельник, подвизавшийся в Фиваидской пустыне в Египте. Его особо почитали русские царицы; в XVII столетии в своей домовой церкви великомученицы Екатерины они устроили придел прп. Онуфрия и молились ему о помощи в трудных родах и при детских болезнях. Княгиня Ольга – одна из самых чтимых святых на Руси. Она первая из русских правителей начала исповедовать христианство; в ХIХ в., на волне обращения к национальному прошлому, почитание святой еще более усилилось.
Стилистический анализ иконы позволяет атрибутировать ее как произведение ведущей иконописной мастерской Санкт-Петербурга, принадлежащей известной династии мастеров-иконописцев Пешехоновых. Мастерская существовала с 1820-х до конца 1880-х гг.; выполняла частные и государственные заказы. В 1856 г. указом Александра II звание иконописца Двора Его Императорского Величества с правом использования государственного герба на вывеске мастерской было пожаловано Василию Макаровичу Пешехонову. Согласно архивным данным, его мастерская исполнила более 30 иконостасов. В настоящее время значительное число иконописного наследия этой замечательной мастерской утрачено и является редкостью.
Пешехоновы создали особую иконописную манеру, в которой основные черты канонической иконописной традиции гармонично сочетаются с принципами академического искусства. Пешехоновские иконы были чрезвычайно популярны. Копирование и активное тиражирование икон мастерской сформировало целое направление в русской религиозной живописи – так называемый пешехоновский стиль.
Базовая цена
500 000 руб.
193
Икона «Успение Богоматери»
Россия. Вторая половина ХIХ в.
Дерево, смешанная техника, позолота
40,0х28,5 см
Краткий иконографический извод. Композиция восходит к памятникам древнерусской иконописи ХV–ХVI вв. Стилистика иконы представляет своеобразное сочетание древнего извода и художественных приемов академической живописи. Золоченый фон, сплошь покрытый гравированными узорами, орнаментальная рама и яркая колористическая гамма создают образ в высшей степени праздничный и нарядный. Представленная икона является списком с чудотворного образа, который находится в Киево-Печерской лавре.
Базовая цена
167 000 руб.
194
Икона «Святая Великомученица Варвара»
Россия. Вторая половина ХIХ в.
Дерево, темпера, позолота; резьба по левкасу
26,5х22,0 см
Святая Варвара – раннехристианская мученица, принадлежит к числу особо почитаемых святых жен в христианстве. Издавна святую чтут как покровительницу от внезапной смерти. Иконография образа сложилась в византийском искусстве к X в. Традиционно святая изображается в рост, в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце на голове, с крестом в правой руке. На Руси Св. Варвара чтилась особо, потому что с ХII в. ее нетленные мощи хранились в Киеве. В Москве в ХVI в. на средства богатых купцов Зарядья, почитавших святую Варвару как покровительницу торговли, был сооружен посадский храм, который стал одним из самых чтимых в городе.
Представленную икону отличает высокий художественный уровень, сложная и мастерски исполненная орнаментика, стилизованная в духе ХVII в.
Базовая цена
100 000 руб.
195
Икона «Избранные святые»
Россия. Конец ХIХ – начало ХХ вв.
Дерево, масло
31,0х26,5 см
Конец ХIХ в. стал переломным этапом в развитии русского искусства. Началась эпоха модерна. Свое отражение новый стиль нашел во всех проявлениях современного ему искусства, в том числе и в религиозной живописи. Период ознаменован появлением живописных икон в стиле национального романтизма, открывших новую страницу в истории русского иконописания. Это стилевое направление развивалось под большим впечатлением от монументальных росписей М.В. Нестерова и В.М. Васнецова, выполненных в 1890-е гг. во Владимирском соборе в Киеве. Художники стремились создать Образ, отличный от древнерусского архетипа и холодного академизма, но Образ живой, поэтичный, одухотворенный, близкий современному человеку.