Наконечник с рельефным изображением партитуры, музыкальных инструментов и резной монограммой «РА» увенчан резным изображением лиры. Подобные предметы сохранились в единичных экземплярах. Как правило, они изготавливались по специальному заказу и подносились в особо значимых, торжественных случаях. Так, почетный дирижерский жезл был подарен П.И. Чайковскому дирекцией Одесского отделения Русского музыкального общества в день его первого концерта в Одессе 16 января 1893 г.
Иконография сюжета восходит к традиции изображения Богоматери и Архангела Гавриила в круглых медальонах на Царских вратах иконостаса. Представленное яйцо отличает высокий уровень исполнения, выверенная композиция, тонкая живописная проработка декора. Фарфоровые яйца с цветочной или фигуративной росписью выполнялись на ИФЗ в качестве пасхальных даров и поступали в распоряжение царской семьи. Яйца, изготовленные частными фарфоровыми мануфактурами, были рассчитаны на более широкие слои населения.
Тарелка с фигурным бортом, декорированная в стиле ампир изящными золочеными завитками и пейзажной росписью на зеркале, является ярким образцом русского фарфора 1830–1840-х гг. Именно в эпоху Николая I пейзажные виды, выполненные с живописных полотен известных художников или гравюр, стали излюбленной темой в росписи фарфора.
Стилистически представленная тарелка близка предметам из свадебного сервиза – приданого великой княгини Александры Николаевны (1825–1844), дочери императора Николая I. Бракосочетание с ландграфом Фридрихом Вильгельмом Карлом Георгом Адольфом Гессен-Касселем состоялось в Санкт-Петербурге в 1844 г. Большая часть данного сервиза находится в Кассельском замке, остальные предметы – в частных и музейных собраниях.
Базовая цена
135 000 руб.
108
Ваза в стиле шинуазри
Россия, Санкт-Петербург. 1893 г.
Императорский фарфоровый завод
Фарфор; зеленая глазурь, лепка
Высота 37,0 см
Марка: зеленая подглазурная А III под короной и с годом 93; золотом от руки надглазурная 1893.
Восточная стилистика стала популярна в России в эпоху императрицы Елизаветы. В конце 1790-х гг. в заводских ведомостях ИФЗ упоминаются «китайские вазы» или вазы «на китайский фасон без ручек». В первом десятилетии ХIХ в. интерес к восточной художественной традиции отходит на задний план, уступая место новым эстетическим идеалам, но не исчезает совсем. В 1830–1890-х гг. художники снова обратились к традициям китайской керамики. Воспроизводились формы и сюжеты росписей не только оригинальных предметов, но и изделий русских мастеров конца ХVIII – начала ХIХ вв. В последней трети XIX в. в центре внимания европейских художников оказывается японское искусство. Русские мастера, которые в эти годы вели поиск новых форм, технологий и сюжетов декорирования фарфора, обратились к керамике, резному камню, кости и дереву, эмалям и лакам, цветной гравюре Японии. Особый интерес вызывали монохромные изделия простых и изящных форм, декорированные полихромными глазурями и рельефными композициями. Вошел в моду «природный стиль» японского искусства: растительные мотивы, изображения птиц и животных, мотив воды.
С освоением подглазурной полихромной росписи начался новый этап в развитии русского фарфора. Особенностью новой техники, обусловленной составом красителей и их изменением при обжиге, стали холодные, блеклые тона, некоторая акварельная размытость, вполне отвечавшие вкусам эпохи. Особых успехов добились русские керамисты в воспроизведении целой гаммы глазурей коричневатых оттенков, а также светло-зеленых, подобных восточным селадонам.
Предмет в прекрасной сохранности, редкий на антикварном рынке.
Марка: зеленая подглазурная Н II под короной и с годом 1914
Десертная тарелка с прорезным ажурным бортом и фруктово-цветочной кобальтовой композицией в центре зеркала. В период правления Николая II на ИФЗ изготовили только два больших парадных сервиза – «Александринский Бирюзовый» и «Царскосельский Пурпуровый». Император Николай Александрович и Александра Федоровна предпочитали заказывать для своих нужд небольшие приватные сервизы. К одному из таких дворцовых сервизов могла принадлежать представленная тарелка.
Марка: зеленая подглазурная Н II под короной и с годом 1915
Тарелка с монохромным изображением богини Афины в профиль в круглом медальоне. По борту – стилизованные композиции из цветов, морских раковин и стеблей аканта.
Представленный предмет отличается богатством замысла и высочайшим качеством исполнения. Сервиз, из которого происходит данная тарелка, крайне редок и не описан в литературе.
Базовая цена
150 000 руб.
111
Ваза «Русалка»
Россия, Санкт-Петербург. 1900-е гг.
Императорский фарфоровый завод
Модель А.К. Тимуса, роспись А.Ф. Большакова (?)
Фарфор; роспись подглазурная полихромная
Высота 37,0 см
Подпись: от руки зеленая подглазурная АБ.
Ваза в стиле модерн, декорирована росписью в подглазурной технике. Сюжет росписи – подводный мир с его обитателями. Центральный персонаж – обнаженная русалка с развевающимися волосами, томным профилем и очами, возведенными горе, – типичный образ эпохи модерна и символизма. Мотив росписи вазы и холодный колорит в бледных оливковых, светло-зеленых, коричневых и голубых тонах соответствует стилистике модерна.
Большаков Андрей Федорович (1889–1954), ученик Р.Ф. Вильде, в 1907–1918 гг. работал в живописной мастерской ИФЗ. Наиболее яркие свои работы создал в технике подглазурной пейзажной живописи.
Базовая цена
300 000 руб.
112
Яйцо пасхальное «Христос Воскресе!»
Россия. 1900–1917 гг.
Частная фарфоровая мануфактура
Фарфор, бархат; роспись надглазурная полихромная
Высота 8,0 см
Пасхальное яйцо с бархатным бантом терракотового цвета украшено цветочной росписью по белому фону и надписью «Христос Воскресе!» на оборотной стороне. Роспись выполнена легко и эскизно, прозрачными лессировочными красками. Живописная композиция свободная; цветы расположены произвольно, плавно перетекают с лицевой стороны на боковые части.
В отличной сохранности, с оригинальным бантом.
Базовая цена
20 000 руб.
113
Фарфоровая композиция «Сова с зайцем»
СССР, Ленинград. 1920–1930 гг.
Государственный фарфоровый завод
Автор модели и росписи И.И. Ризнич
Фарфор; роспись надглазурная полихромная
Высота 10,5 см
Марка: зеленая надглазурная с изображением серпа и молота; процарапано в тесте М.Н.
Фарфоровую композицию «Сова с зайцем» выполнил Иван Иванович Ризнич (1908–1998), замечательный художник-анималист и скульптор ЛФЗ. Его произведения поражают остротой передачи натурных наблюдений, тонко подмеченными нюансами мира природы. Работы художника находятся в музейных и частных коллекциях.
Памятная декоративная ваза с портретом Л.И. Брежнева (1906–1982). На обороте надпись: «Дорогому Леониду Ильичу Брежневу от полтавчан. 1976 год.»
Традиция подношения даров по торжественным случаям, существовавшая при дворе российских императоров, была продолжена и в советский период. Государственный заказ на изготовление различных уникальных предметов к празднованию торжественных юбилеев, к визиту знаменитостей из мира политики и культуры, призов для крупных международных соревнований и фестивалей получали многие предприятия и художественные мастерские Советского Союза. В сталинский период созданы большие парадные вазы с портретами вождей мирового пролетариата и руководителей компартии, с архитектурными пейзажами Москвы, которыми украшали интерьеры общественных зданий или дарили по дипломатическим каналам. В период «развитого социализма» заказывали вазы и декоративные блюда с портретом Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, которые он лично дарил своим коллегам – руководителям компартий зарубежных стран. А к его юбилею (1976) были выполнены многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства для вручения Брежневу «от коммунистов и всех трудящихся» Советского Союза.
Представленная ваза отличается грандиозным размером, высоким качеством исполнения живописного портрета и золоченого декора. Предмет имеет антикварное, художественное и коллекционное значение. Отбита ручка. Осколки в наличии.