Тарасова Вера Яковлевна (1896–1988) «Спортсменки», 1930-е гг.
Бумага, графитный карандаш; 34,7×21,5 см
Экспертное заключение: Силаев В.С.
График. Ученица П. Чистякова; член Союза художников. Дружила с А.А. Ахматовой, работала в ГОСЕТе с С. Михоэлсом. Произведения представлены во многих региональных музеях, в частных коллекциях в России и за рубежом.
Елисеев Константин Степанович (1890–1968) «На вкладку», 1930-е гг.
Иллюстрация для журнала «Крокодил» №26
Бумага на картоне, тушь, перо, акварель, белила; 23×29,5 см
По нижнему краю авторская надпись с указанием цветов.
На обороте издательский штамп, редакторские пометки и авторская надпись: К. Елисеев
Экспертное заключение: Силаев В.С.
График, иллюстратор, театральный художник. Учился в школе Общества поощрения художеств у И.Я. Билибина. С начала 1920-х гг. рисовал карикатуры на политические и бытовые темы для московских журналов и газет: «Прожектор» (1923–1935), «Гудок» (1922–1968), «Крокодил» (1924–1968) и др., был одним из ведущих мастеров этого жанра на протяжении пятидесяти лет. С 1930-х гг. сотрудничал со студией «Мосфильм». Произведения находятся во многих музейных и частных собраниях. Карикатура Елисеева отличается не только остротой передачи типажей, но и исключительной декоративностью композиции и колорита.
Елисеев Константин Степанович (1890–1968) «Помпадур», 1949 г.
Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь; 36,5×29,7 см
Слева внизу подпись в виде монограммы и дата: КЕ 49
На нижнем поле авторское название: Помпадур
Экспертное заключение: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, эксперт Бурцева Э.М.
Представленная работа воспроизведена в монографии Ф.Я. Сыркиной «Елисеев» (М., 1960. С. 111), а также в каталоге выставки Елисеева (М., 1951). Предназначалась для воспроизведения в журнале «Крокодил» в 1949 г.
Колесников Степан Федорович (1879–1955) «Осень», 1930-е гг.
Бумага на картоне, темпера; 44,5×60 см
В левом нижнем углу подпись: S. Kolesnikoff
Экспертное заключение: Силаев В.С.
Живописец, график, пейзажист. Учился в Академии художеств у И.Е. Репина, А.А. Киселева, В.Е. Маковского. В 1909–1911 гг. работал в Германии, Франции, Бельгии. Участвовал в выставках Академии художеств, Товарищества передвижников и др. В 1919 г. переехал в Сербское королевство. Представленная работа исполнена в характерной для Колесникова импрессионистической манере, отличается изысканным колоритом, подчеркивающим лирический характер изобразительного мотива.
О.К. Дейнеко работала как художник-график в разных жанрах и направлениях. Писала пейзажи, портреты, композиции на производственные и патриотические темы. Училась в Училище им. барона А.Л. Штиглица (1916–1918) в Петербурге, в Москве у И.И. Машкова, во ВХУТЕМАСе на графическом факультете у Н.Н. Купреянова, В.А. Фаворского (1919–1923). Работы художника находятся в ГТГ и других музеях России и Ближнего Зарубежья.
Визель Эмилий Оскарович (1866−1943) «Квартет в Этнографическом отделе Русского музея», 1930 г.
Бумага, графитный карандаш; 22,9×14,9 см
Справа внизу подпись в виде монограммы и дата: 8/XI/1930/E.W.
По нижнему краю бумага надпись: Квартет в Этнограф отд Русск Музея
В правом верхнем углу: 232
Живописец, график, музейный деятель. Учился в Академии художеств (1888−1889), в частной художественной школе Ф. Кормона в Париже (1893–1894). Экспонировал работы на Парижских салонах, в залах Академии художеств и др. Член совета Государственного Эрмитажа и Русского музея. Произведения представлены во многих музейных собраниях, среди них — ГЭ, ГТГ, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства и др.
Архангельский Дмитрий Иванович (1885−1980) «Сани», 1930 г.
Бумага, графитный карандаш, акварель, белила; 11×15,3 см
В левом нижнем углу подпись и дата: Архангел 1930
На обороте дарственная надпись: На добрую память/П.Е. Корнилову*/ от ДИА
*Акварель происходит из известного собрания Петра Евгеньевича Корнилова (1896, г. Симбирск – 1981, г. Ленинград) – искусствоведа, коллекционера, с 1932 г. работавшего в Государственном Русском музее, затем в Научно-исследовательском музее Академии художеств.
Экспертное заключение: Силаев В.С.
Живописец, график, акварелист, гравер. Создал большую серию рисунков с пейзажами своего родного города Симбирска (Ульяновска) и окрестностей. С 1933 г. — член Союза художников СССР. Произведения находятся в ряде музейных собраний, в том числе в ГТГ и др.
Крылов Борис Петрович (1891–1977) «Жар-птица». Лист из цикла «Русские сказки», 1935 г.
Бумага, графитный карандаш, акварель; 54×43 см
В левом углу авторская подпись и дата: Kryloff 1935
Экспертное заключение: Силаев В.С.
Один из интереснейших русских мастеров парижской школы, живописец, сценограф. Учился в Москве у А. Михайловского и А. Голубкиной. После революции жил в Париже. Выставлялся в Салоне Независимых, на выставках в Кембридже (1929), Сан-Антонио (1930) и др. Провел несколько персональных выставок в Париже (1931,1935). Представленная акварель отражает всю неповторимость художественной манеры Крылова, со свойственным ей исключительным единством фольклорных мотивов с изысканным декоративизмом, в котором передан тонкий поэтический язык русских народных сказок.
Бенуа Александр Николаевич (1870–1960) «Клара». Эскиз костюма к балету П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Бумага, графитный карандаш, гуашь, перо, тушь; 22,5×13 см
В правом нижнем углу подпись в виде монограммы и дата: АВ/1936
В правом верхнем углу надпись: Clara
Вдоль верхнего края надпись: Le Casse-Noisette
Живописец, график, выдающийся сценограф первой половины XX в. С 1900 г. работал как художник театра, сотрудничал с Мариинским театром, МХТ. В 1907 г. вместе с С.П. Дягилевым возглавил директорат, руководивший организацией Русских сезонов в Париже, с 1909 г. заведовал их художественной частью. В 1926 г. эмигрировал в Париж, работал преимущественно как театральный декоратор: оформлял спектакли «Комеди Франсез», Частной русской оперы, Национального оперного театра в Париже, Русского балета Дягилева в Монте-Карло, Государственной оперы в Мюнхене, театра Ла Скала в Милане и др. Произведения представлены во многих музейных и частных собраниях. Крупные коллекции работ Бенуа хранятся в ГРМ, ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина.