1. «Мастерская (Интерьер мастерской художника)», начало 1950-х гг.
Цветная литография, бумага BFK RIVES, оттиск 41 из 50
Размеры листа: 90×63 см, изображение – 70,8×45,4 см
Справа внизу подпись: Pougny
Слева внизу под изображением надпись: 41/50
Экспертное заключение: Веденеева Н.О.
2. «Мастерская (Интерьер мастерской художника)», начало 1950-х гг.
Цветная литография, бумага BFK RIVES, оттиск 41 из 50
Размеры листа: 90×63 см, изображение – 70,8×45,4 см
Справа внизу подпись: Pougny
Слева внизу под изображением надпись: 51/120
Экспертное заключение: Веденеева Н.О.
Тема интерьера мастерской − одна из любимых в творчестве художника в 1945–1950-е гг. Вероятно, интерес к ней был навеян работами А. Матисса, что отражено не только в выборе изобразительного мотива, но и трактовке композиции. В графических работах мастера, подобно живописным произведениям, огромную роль играет локальный цвет, переданный декоративными плоскостями.
Забелина Александра Леонидовна (1909–1993) «Левкои и нарциссы в высокой рюмке», 1950-е гг.
Бумага, акварель; 43×32,5 см
Работа происходит из собрания семьи художника
Живописец, график. Училась в Московском художественном училище у А.В. Фонвизина.
С 1931 г. участвовала в выставках, экспонировалась за рубежом: в Риме (1958), Брюсселе (1958), Монреале (1967) и др. Произведения находятся в музеях и частных собраниях России, Франции, Дании, Великобритании, США. Представленная акварель передает особенности художественной манеры Забелиной, сформировавшейся под влиянием выдающегося графика А.В. Фонвизина. Декоративное сочетание цветов и пластическое решение, в котором контуры предметов «перетекают» друг в друга, связаны с художественными традициями символизма.
Крылов Порфирий Никитич (1902–1990) «Рабочий поселок», 1950–1960- е гг.
Бумага, акварель; 21,5×32,5 см
Экспертное заключение: Силаев В.С.
Народный художник СССР, член известного объединения «Кукрыниксы». Произведения находятся в крупнейших музейных собраниях России – в ГТГ, ГРМ, Художественном музее им. Н.П. Крылова в Туле и др. Данная акварель представляет известного художника сатирического жанра тонким пейзажистом, передавшего в простом видовом мотиве выразительные лирические интонации.
Черкес Даниил Яковлевич (1899–1971) «Казанский собор», первая половина 1960-х гг.
Бумага, угольный карандаш, сангина, мел; 59,5×64 см
В правом нижнем углу подпись в виде монограммы: Д.Ч.
Экспертное заключение: Силаев В.С.
Живописец, график. Учился во ВХУТЕМАСе (1918–1923). С 1933 г. участвовал в выставках. Работал художником в театре Вс. Мейерхольда, художником-графиком в различных издательствах. В 1930-х гг. − на фабрике «Союзфильм» («Москинокомбинат», «Мосфильм»). Занимался режиссурой, анимацией. «Вид Казанского собора» исполнен на высочайшем художественном уровне, в традициях графики символизма. Произведения Черкеса чрезвычайно редки сегодня, представленный рисунок имеет музейное значение.
Один из лучших флорентийских скульпторов конца XIX в. Работы мастера выставлялись в знаменитой «Галерее Баззанти» (была открыта в 1822 г. и работает до сих пор). Небольшая, кабинетная по формату композиция, представленная к аукциону, исполнена в традициях жанровой пластики второй половины XIX в.
Коссовски Хенрик (1855–1921) «Дама с зонтиком», конец XIX – начало XX вв.
Бронза, патинирование, слоновая кость, постамент из бронзы и оникса; высота: 30,1 см
На бронзовом постаменте подпись: Kossowski
На бронзовом постамента торговая печать с надписью: CASA VIGNES DE M.P. SANCHEZ / FLORIDA 361 B. AIRES.
Скульптор эпохи Ар Деко. Учился в Краковской академии изящных искусств (1873−1876). В 1880 г. переехал в Париж, где занимался в студии Маро. Был награжден бронзовой медалью на Парижской художественной выставке (1900). Участвовал в выставке Общества изящных искусств в Кракове. (1882−1921). Создал серию пластических композиций с женскими образами, исполненными в духе парижской салонной скульптуры. Представленная работа опубликована в книге «Скульптура Ар Деко. Истоки и расцвет», в 2-х томах. М., 2008. Т. II. C. 89.
Архипенко Александр Порфирьевич (1887–1964) «Плоский торс», 1914 г.
Бронза; высота: 38 см
На основании по кругу подпись и дата: Archipenko 1914
Экспертное заключение: НИНЭ им. П.М. Третьякова, эксперт Красникова И.Ф.
Выдающийся скульптор, разрабатывал принципы кубизма в пластике, один из ярчайших представителей этого направления в скульптуре. В 1909 г. переехал в Париж. В 1909−1914 гг. живёт в колонии художников «Улье» (фр. La Ruche), в 1910 г. выставляется в Салоне Независимых вместе с Экстер, Малевичем, Пикассо, Браком, Дереном и др. В 1923 г. переехал в США. Представленная работа относится к парижскому периоду творчества скульптора, передает особенности его пластического стиля того времени, ориентированного на поиск новой выразительности форм и эффектов сверкающей, моделирующей свет поверхности. Отлита в 1960−1980-е гг., именно в эти годы мастер повторял отливки своих ранних работ. В собрании ГТГ находится близкая по характеру статуэтка «Расчесывающая волосы» (1915), отлитая в это же время, что и данная работа.
Бронза, серебрение, слоновая кость, постамент из оникса; высота: 21 см
На основании подпись: Dakon
Бронзовая статуэтка исполнена в традициях малой пластики Ар Деко. Изящество силуэта, тонкость проработки материала отражают особенности парижской салонной пластики начала XX в.
Липшиц Самюэль (работал 1918–1935 гг.) «Танцовщица», первая треть XX в.
Бронза, холодное окрашивание, постамент из мрамора; высота: 32,5 см
Сзади по нижнему краю юбки подпись: Samuel Lipazig
Родился в России, работал в Париже в межвоенные десятилетия. Экспонировал скульптуры из бронзы и слоновой кости на Парижском салоне. Представленная работа опубликована в книге «Скульптура Ар Деко. Истоки и расцвет», в 2-х томах. М.,2008. Т.II. C. 125 (ошибочно отнесена к работам Й. Лоренца).