Суриков Василий Иванович (1848 – 1916) «Портрет О.В. Суриковой», 1897 г.
Холст, масло; 30,5×21 см
Справа внизу дата: 1897 г.
Экспертное заключение: НИНЭ им. П.М. Третьякова, эксперт Игнатова Н.С.
Художник написал ряд портретов близких ему людей в последние два десятилетия жизни. Одной из любимых моделей была дочь, Ольга Васильевна (1878−1958), впоследствии жена художника П.П. Кончаловского. Известный портрет Суриковой О.В. в детстве украшает экспозицию Третьяковской галереи. Представленная работа относится к жанру камерного портрета, исполненного с натуры в 1897 г. Художник тонко улавливает настроение модели, подчеркивая выразительность взгляда и улыбки. В картине переданы все характерные особенности живописной манеры мастера – колорит, построенный на оттенках умбры и жемчужно-серого, почти вибрирующая живописная поверхность, выписанная мелкими фактурными мазками. Два других известных сегодня портрета Ольги Васильевны хранятся в собрании наследников художника, откуда происходит и выставленная на аукционе работа. Портрет имеет несомненное музейное значение.
Воронков Василий Егорович (1859−?) «Летний пейзаж», конец XIX в.
Холст, масло; 36×21,5 см
В правом нижнем углу подпись: Воронковъ
Живописец, график. Учился в Академии художеств (1878–1885) в качестве вольноприходящего ученика; был выпущен со званием неклассного (свободного) художника. Работал как пейзажист. Принимал участие в академических выставках (1880-е гг.). Произведения находятся в ряде региональных музеев и в частных собраниях
Богатов Николай Алексеевич (1854–1935) «Пейзаж», 1895 г.
Холст, масло; 43×26,6 см
Справа внизу подпись: Н. Богатовъ 95
Живописец, график; жанрист, пейзажист, портретист, занимался книжной графикой, иллюстрировал произведения русской классики и фольклора. Член Московского общества любителей художеств (с 1878 г.), участвовал в выставках Санкт-Петербургского общества художников. Произведения находятся в ряде музейных и частных собраний, в том числе в ГТГ.
Померанцев Михаил Михайлович (1854−?) «Зимний пейзаж», 1898 г.
Холст, масло; 54×36,5 см
В правом нижнем углу подпись и дата: М. Померанцевъ 1898 г.
Живописец, график, работал преимущественно как пейзажист. Учился в Академии художеств (1875–1882), получил звание неклассного (свободного) художника. Принимал участие в академических выставках. Произведения находятся в ряде музейных собраний, в том числе ГРМ, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.
Пчелин Владимир Николаевич (1869–1941) «Летний пейзаж», конец XIX – начало XX вв.
Картон, масло; 29,5×33 см
В левом нижнем углу подпись: В. Пчелинъ
Живописец, график. По рекомендации П.М. Третьякова поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у В.Е. Маковского, А.Е. Архипова. Член (с 1902) и экспонент Московского общества любителей художеств (1895–1902, 1904). Участвовал в выставках Товарищества передвижников (1898–1901, 1905) и др. Произведения находятся в ряде музейных собраний, в том числе в ГТГ, и в частных коллекциях.
Маневич Абрам Аншелович (1881−1942) «Городской дворик зимой», 1900–1910-е гг.
Холст, масло; 47,8×62,5 см
Справа внизу подпись: А. Маневичъ…
Экспертное заключение: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, эксперт Шишкина Н.А., НИНЭ им. П.М. Третьякова, эксперт Рыбакова Ю.В.
Известный художник-пейзажист. Учился в Мюнхенской академии искусств (1905–1907). С 1904 г. участвовал в выставках. В 1910–1915 гг. жил за границей: Швейцарии, Италии, Франции; успешно экспонировал свои работы в Париже. В 1921 г. эмигрировал в США. Произведения находятся в собрании ГЭ, ГРМ, ГТГ, Киевском, Одесском, Бруклинском, Люксембургском художественном музее, Женевской галерее Горват, галерее Дюран-Рюэль (Нью-Йорк) и др. Представленная работа относится к раннему периоду творчества Маневича (до отъезда в США), она органично дополняет серию зимних пейзажей художника 1900−1910-х гг., находящихся сегодня в Русском музее.
Прокофьев Алексей Матвеевич (1859 – первая треть XX в.) «Сосны на берегу», конец XIX – начало XX вв.
Картон, масло; 22,2×40,5 см
В правом нижнем углу подпись: А. Прокофьевъ
Экспертное заключение: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, эксперт Воляк Д.В.
Художник-пейзажист, работал в Санкт-Петербурге в 1890-е –1900-е гг. Принимал участие в выставке Санкт-Петербургского общества художников, Товарищества художников, общества им. А.И Куинджи и др. Произведения художника неоднократно публиковались в дореволюционной периодической печати.
Аладжалов Мануил Христофорович (1862–1934) «Апрель», 1911/13 гг.
Холст на картоне, масло; 35×57 см
Справа внизу подпись и дата: Аладжалов М.Х. 1913 г.
На обороте: выставочная этикетка «Союза русских художников»
Экспертное заключение: Петров В.А.
Известный русский (московский) пейзажист конца XIX – начала XX вв., младший товарищ В.Д. Поленова и И.И. Левитана. Участник целого ряда художественных кружков и объединений, в их числе Московское общество любителей художеств, Московское товарищество художников, Товарищество передвижников и «Союз русских художников», на выставке которого в 1911 г. экспонировалась и данная работа. В каталоге 8-й выставки указанного объединения значится картина М.Х. Аладжалова «Апрель», на что указывает и имеющаяся на обороте этикетка. Определенное несоответствие авторской датировки, указанной на картине, вероятно, связано с тем, что художник мог подписать картину после упомянутой выставки. В характере разработки пейзажного мотива ощущается огромный пленэрный опыт Аладжалова, писавшего большинство своих тонких, лирических пейзажей с натуры.
Экспертное заключение: НИНЭ им. П.М. Третьякова, эксперт Рустамова И.В.
Академик живописи, один из ярчайших представителей русского салонного пейзажа. Учился в Академии художеств у С.М. Воробьёва и М.К. Клодта (1868–1876). В конце XIX – начале XX вв. жил в Германии. Произведения мастера еще при жизни находились в собрании Академии художеств, членов императорской фамилии и украшали лучшие частные картинные галереи. Работы художника представлены в ГТГ, ГРМ и во многих других музеях России, украшают крупные частные художественные собрания. На протяжении творчества Клевер создавал ряд авторских повторений наиболее полюбившихся ему пейзажных композиций. Примером является и представленная на торги работа. Сходный пейзажный мотив с избушкой, стоящей у самой кромки воды, и высоким деревом на переднем плане появился на выставке в Петербурге в 1885 г. в картине с названием «Лифляндская деревня».
Неизвестный художник (школа Ю.Ю. Клевера) «Зимние пейзажи» (парные), конец XIX – начало XX вв.
Фанера, масло; 13х13 см (тондо)
Миниатюрные композиции исполнены в манере Ю.Ю. Клевера. Изобразительный мотив, колорит, освещение, построенное на тонких розовых рефлексах, повторяют зимние пейзажи знаменитого салонного пейзажиста, что, учитывая время создания картин, позволяет отнести автора данных работ к числу учеников Клевера.