Марка: зеленая надглазурная штампом А III под короной и годом 87; метка формовщика от руки в тесте А.В.
4 фарфоровые тарелки – две глубокие и две десертные – украшены орнаментальным декором из золоченых розеток и пальметт с зелеными обводками по борту и золоченой розеткой в центре зеркала.
Тарелки входили в Михайловский сервиз, основной состав которого исполнен в 1819−1822 гг. Сервиз назван по имени владельца великого князя Михаила Павловича (1798−1849) и был изготовлен для его резиденции – Михайловского дворца в Петербурге. Представленные тарелки входили в столовую часть сервиза, предметы которой, в отличие от десертной части, не имели сюжетной полихромной росписи.
Марка: зеленая надглазурная штампом Н II под короной и с годом 1904 (1906; 1907; 1909; 1911)
12 фарфоровых тарелок декорированы изящной цветочной росписью. Борт украшен синей и золотой каймами с фестончатым рельефным краем.
Тарелки входили в банкетный сервиз, основной состав которого исполнен на ИФЗ в 1848–1853 гг. Сервиз предназначался для Большого Петергофского дворца. Образцом для его создания послужил севрский сервиз «Капустные листья» (1790), получивший свое название благодаря рельефному орнаменту, напоминающему по форме капустный лист. В создании Банкетного сервиза принимали участие ведущие художники завода: Егор Максимов, Алексей Красовский.
Сервиз неоднократно пополнялся в последующие годы. Представленные тарелки происходят из части сервиза, выполненной в период правления императора Николая II. Предметы в отличной сохранности, на одной тарелке имеется волосяная трещина по зеркалу.
Ваза фарфоровая конической формы; украшена полихромной росписью в подглазурной технике. Панорамная живописная композиция с чередующимися планами холмов, деревьев, изображением церкви и виртуозно написанными облаками, написана на высоком художественном уровне.
Силуэт предмета, манера исполнения живописи, характер обработки дна находят аналогии среди декоративных ваз Императорского фарфорового завода 1910-х гг.
Стилистику произведений русского фарфора этого периода характеризуют следующие черты: простые формы сосудов, поверхность которых полностью покрывают панорамные композиции; приглушенный колорит (выбеленная серо-зеленая гамма), связанный с эстетикой символизма и эпохи модерна; и наконец, сюжеты росписей из анималистического жанра и пейзажа. Художники Императорского фарфорового завода воспроизводили в своих работах пейзажные этюды, натурные зарисовки, сделанные во время творческих командировок. Выбор сюжетов и характер пейзажной росписи соотносился с пожеланиями заказчиков – членов Императорской семьи, в частности, императрицы Александры Федоровны. Подобные вазы украшали собой интерьеры Александровского дворца в Царском Селе, Зимнего и Владимирского дворцов в Петербурге, а также других императорских и великокняжеских резиденций.
Стилистические особенности росписи (композиционное решение, колорит) позволяют предположить авторство Г.Д. Зимина, ведущего художника-пейзажиста Императорского фарфорового завода начала ХХ в.
Клейма: городское Москвы; пробирное с инициалами пробирера Вихляева Алексея Ивановича А•В и годом 1788; альдермана А•ОП; именник Г•Г; именник мастера А•Р
Презентационный кубок на высоком поддоне, с литым стояном и перехватом в виде балясины. Основание украшено четырьмя медальонами и пышными цветочными гирляндами. Гладкая чаша с легким растительным чеканным орнаментом по венцу вставлена в прорезной кожух с четырьмя овальными медальонами. Форма кубка повторяет форму православных потиров XVIII в. В медальонах, где традиционно размещались композиции Деисуса (на чаше) и Страстного цикла (на поддоне), помещены портреты правителей, а в одном медальоне на чаше – польский геральдический орел.
Можно предположить, что на кубке представлены изображения великого князя литовского Гедимина, польских королей Сигизмунда II Августа и Стефана Батория. Выбор исторических персонажей не случаен и напоминает о славном прошлом великого польско-литовского государства.
Аналогов данному изделию на сегодняшний день не выявлено. Вероятно, кубок был изготовлен в Москве по специальному заказу и предназначался в качестве особого подарка.
В середине XVIII в. в Польше усиливаются позиции российского государства. Россия принимает участие в Первом разделе Польши, в результате которого приобретает часть Прибалтики и Белоруссии. В 1788 г. в Польше собрался четырехлетний сейм, в котором ведущая роль принадлежала шляхетскому блоку, так называемой «патриотической партии», которая делала ставку на Пруссию в надежде, что та поддержит Польшу в борьбе против России. Именно в этот год и был создан представленный кубок со столь специфически-национальными польскими атрибутами. Исполненный русскими мастерами, он вписывается в круг предметов, бытовавших среди польской диаспоры Москвы, и отражает патриотические настроения, вызванные непростой исторической ситуацией между Польшей и Россией.
Часы карманные, круглые, открытые, в серебряном гладком корпусе и серебряном футляре (кожухе). Циферблат эмалевый с обозначением часов римскими цифрами, а минут – арабскими. Между римскими цифрами инкрустированы алмазы – «розы». На циферблате помещена надпись: «Fres Melly A PARIS». Такая же надпись на механизме. Стрелки отсутствуют. На футляре чеканено изображение императора Петра I со звездой ордена Св. Андрея Первозванного и орденской лентой. По бокам − растительные завитки и цветы, ниже надпись: «ПЕТРЪ АЛЕКСЕВИЧЪ».
Фирма братьев Рауля и Фердинанда Мели («Frẻres Melly») известна с конца XVIII в. по 1829 г. (Baillie G. H. «Watchmakers & Clockmakers of the World»V.I Exeter. P. 216). Изделия данной фирмы хранятся в крупнейших музейных собраниях.
Клейма: городское Москвы; цифровое обозначение пробы «84»; пробирное с инициалами пробирера Ковальского Андрея Антоновича А•К и годом 1843; именник мастера НГ