Икона «Святой Николай Мирликийский Чудотворец» в серебряном окладе и киоте
Россия, Москва. Последняя четверть ХIХ в.
Серебро, дерево, масло, бархат; литье, штамповка, резьба по металлу и дереву, золочение
18,0 × 14,7 см
Клейма: сдвоенное городское Москвы и цифровое обозначение пробы «84» для серебряных изделий последней четверти ХIХ в.; именник мастера ИН
Традиционный моленный образ святителя Николая с поясным изображением, в крестчатых ризах и митре, с Евангелием в руке. Характер живописи близок академической традиции в русской иконописи ХVIII–ХIХ вв.
Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из бархата.
Икона «Богоматерь Казанская» в серебряном окладе и киоте
Россия, Москва. 1899−1908 гг.
Серебро, дерево, масло, шелк, стекло, латунь; литье, чеканка, резьба по металлу, штамповка, золочение, эмаль по скани, обивка
Икона 22,2 × 17,6 см
Киот 43,5 × 26,7 см
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84» и инициалами управляющего округом Ивана Лебедкина; именник мастера С.Ж
Моленный образ исполнен в традициях академической живописи. Оклад серебряный, позолоченный, венцы декорированы полихромными эмалями по сканному растительному узору. Декоративное решение оклада построено на эффектном сочетании матовых золоченых и серебряных поверхностей с полированными. Деревянный киот с треугольным навершием, в котором помещено изображение голубя (металлическая накладка) на орнаментированном фоне; инкрустирован вставками из латуни. Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из шелка.
Клейма: сдвоенное городское Москвы и цифровое обозначение пробы «84» для серебряных изделий последней четверти ХIХ в.; именник мастера ЕК; именник мастера ЕАК
Традиционный моленный образ в серебряном окладе. Надписи исполнены синим и голубым цветом в технике выемчатой эмали. Оклад происходит из мастерской Емельяна Алексеевича Кузнецова. Его небольшая фабрика серебряных изделий была основана в Москве в 1886 г., известна до конца столетия, среди прочей продукции выпускала серебряные ризы на иконы.
Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из бархата.
Клейма: городское Москвы; пробирное с инициалами пробирера А•А и годом 1892; цифровое обозначение пробы «84»; именник мастера (плохо читаем)
Моленный образ Спасителя традиционной иконографии, в серебряном окладе. Оклад позолочен и эффектно декорирован в технике выемчатой эмали и полихромными эмалями по скани (с преобладанием сине-голубой гаммы). Ризы Спасителя, орнаментированная рама и эмалевый декор выполнены на высоком художественном уровне.
Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из бархата.
Серебро, дерево, масло, бархат; литье, чеканка, эмаль по скани, резьба по металлу, обивка, частичная позолота
13,3 × 11,0 см
Клейма: сдвоенное городское Москвы и цифровое обозначение пробы «84» для серебряных изделий последней четверти ХIХ в.; именник мастера Е.К в прямоугольном щитке
Традиционный моленный образ в серебряном окладе. Венец декорирован полихромными эмалями по сканному узору растительного орнамента. Оклад исполнен в мастерской Емельяна Алексеевича Кузнецова. Его небольшая фабрика серебряных изделий была основана в Москве в 1886 г., известна до конца столетия, среди прочей продукции выпускала серебряные ризы на иконы.
Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из бархата.
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84» и инициалами управляющего округом Ивана Лебедкина; именник мастера СГ
Традиционный моленный образ в серебряном окладе. Оклад позолочен и эффектно декорирован в технике выемчатой эмали и полихромными эмалями по скани. Ризы святителя, выполненные ажурной сканью и литым жемчужником, − образец ювелирной работы высочайшего качества.
Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из бархата.
Дерево, левкас, масло; золочение, резьба по левкасу
22,0 × 17,3 см
Поясное изображение преподобного Серафима Саровского на золоченом орнаментированном фоне. Проработка поверхности (рама, фон, нимб) имитирует убранство чеканного оклада.
Саровский чудотворец – русский святой Нового времени, канонизированный в 1903 г. В сложении иконографии важную роль играли средневековые традиции и иконографические схемы, литературные источники, повествующие о житии преподобного, а также воспоминания современников. Особенностью изображения святого является натуралистически точная передача облика исторической личности. Образцом для создания образа послужили прижизненные живописные портреты старца.
Дерево, левкас, смешанная техника; золочение, резьба по левкасу
26,5 × 22,0 см
Михаил Малеин (†963) – основатель ряда монастырей на Киминской горе в Каппадокии. Почитается в лике преподобных, память совершается 12 июля. В честь преподобного Михаила Малеина был назван первый царь династии Романовых Михаил Федорович, что послужило причиной строительства в России храмов в честь этого святого, в том числе в Московском Кремле. Небольшая церковь Михаила Малеина в Вознесенском монастыре Московского кремля была построена в 1634 г. в память дня тезоименитства царя Михаила Федоровича. Имя святого приобрело особое звучание в дни празднования 300-летия дома Романовых. В соборе Иконы Божией Матери Феодоровская (1911−1914, архитектор С.С. Кричинский), возведенном в Петербурге в память 300-летия Дома Романовых, один из главных приделов был освящен во имя Михаила Малеина.
Дерево, левкас, темпера; золочение, резьба по левкасу
26,8 × 22,5 см
Преподобный Тихон Медынский (†1492) – один из великих подвижников XV в., калужский чудотворец. Основанный им мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы к середине XIX в. стал одним из самых известных в России. Многие чудеса и исцеления, совершаемые у раки над мощами преподобного Тихона и на его святом источнике, привлекали в монастырь десятки тысяч паломников со всех концов страны. Получили широкое распространение иконы, на которых святой изображается в схимническом одеянии, молящимся перед иконой Спасителя, в дупле большого дуба, на фоне выстроенной трудами его учеников величественной обители.