Оплечное изображение Николая Чудотворца в парадных епископских ризах и митре. Лик крупный с высоким и широким лбом, крупными глазами, тонким длинным носом и небольшим ртом. Тип изображения, сложившийся на Руси в ХVI в., в ХIХ столетии получил широкое распространение в среде старообрядцев.
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84» и инициалами управляющего округом Ивана Лебедкина; именник фирмы В.ПРАСОЛОВЪ со знаком придворного поставщика; именник мастера БР.М.
Представлена развернутая композиция «Рождества Богородицы». В царских чертогах, разделенных колоннами на три части, изображены: в центре – Анна, полусидящая на ложе, служанки и Иоаким; сцены ласкания младенца Марии родителями – Иоакимом и Анной (слева) и «Введение во храм» (справа). Образ принадлежит к числу моленных, обетных, к нему обращались с просьбами о чадородии. Очевидно, икона выполнена на заказ – в верхней части композиции представлены неизвестные святые в молении перед Господом Саваофом. Можно предположить, что это изображение святых покровителей семьи заказчика иконы.
Живопись, за исключением личного письма, закрыта окладом. Оклад серебряный, золоченый, с полихромными эмалевыми вставками по углам, с тонкой проработкой всех деталей композиции. Исполнен в мастерской золотых и серебряных изделий, владельцами которой были братья Павел и Федор Марковы. Производство известно с конца ХIХ в. (с 1912 г. – Торговый дом); работы представлены в собрании ГИМ.
Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из бархата.
Клейма: сдвоенное городское Москвы и цифровое обозначение пробы «84» для серебряных изделий последней четверти ХIХ в.; именник фирмы И.В.З.С.Я; именник мастера ВФ
Икона в серебряном окладе была продана через магазин Торгового дома «Захарова И.В., сыновья», принадлежащий братьям Сергею и Василию Захаровым в 1896−1905 гг. Серебряный оклад, который отличается высоким качеством обработки серебра и оригинальным чеканным декором в русском стиле, исполнил Виктор Иванович Флинк, золотых и серебряных дел мастер, владелец собственной мастерской в Москве на рубеже ХIХ−ХХ вв.
Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из холста.
Икона «Святой Николай Мирликийский Чудотворец» в серебряном окладе и киоте
Россия, Москва. Последняя четверть ХIХ в.
Серебро, дерево, масло, бархат; литье, штамповка, резьба по металлу и дереву, золочение
18,0 × 14,7 см
Клейма: сдвоенное городское Москвы и цифровое обозначение пробы «84» для серебряных изделий последней четверти ХIХ в.; именник мастера ИН
Традиционный моленный образ святителя Николая с поясным изображением, в крестчатых ризах и митре, с Евангелием в руке. Характер живописи близок академической традиции в русской иконописи ХVIII–ХIХ вв.
Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из бархата.
Икона «Богоматерь Казанская» в серебряном окладе и киоте
Россия, Москва. 1899−1908 гг.
Серебро, дерево, масло, шелк, стекло, латунь; литье, чеканка, резьба по металлу, штамповка, золочение, эмаль по скани, обивка
Икона 22,2 × 17,6 см
Киот 43,5 × 26,7 см
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84» и инициалами управляющего округом Ивана Лебедкина; именник мастера С.Ж
Моленный образ исполнен в традициях академической живописи. Оклад серебряный, позолоченный, венцы декорированы полихромными эмалями по сканному растительному узору. Декоративное решение оклада построено на эффектном сочетании матовых золоченых и серебряных поверхностей с полированными. Деревянный киот с треугольным навершием, в котором помещено изображение голубя (металлическая накладка) на орнаментированном фоне; инкрустирован вставками из латуни. Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из шелка.
Клейма: сдвоенное городское Москвы и цифровое обозначение пробы «84» для серебряных изделий последней четверти ХIХ в.; именник мастера ЕК; именник мастера ЕАК
Традиционный моленный образ в серебряном окладе. Надписи исполнены синим и голубым цветом в технике выемчатой эмали. Оклад происходит из мастерской Емельяна Алексеевича Кузнецова. Его небольшая фабрика серебряных изделий была основана в Москве в 1886 г., известна до конца столетия, среди прочей продукции выпускала серебряные ризы на иконы.
Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из бархата.
Клейма: городское Москвы; пробирное с инициалами пробирера А•А и годом 1892; цифровое обозначение пробы «84»; именник мастера (плохо читаем)
Моленный образ Спасителя традиционной иконографии, в серебряном окладе. Оклад позолочен и эффектно декорирован в технике выемчатой эмали и полихромными эмалями по скани (с преобладанием сине-голубой гаммы). Ризы Спасителя, орнаментированная рама и эмалевый декор выполнены на высоком художественном уровне.
Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из бархата.
Серебро, дерево, масло, бархат; литье, чеканка, эмаль по скани, резьба по металлу, обивка, частичная позолота
13,3 × 11,0 см
Клейма: сдвоенное городское Москвы и цифровое обозначение пробы «84» для серебряных изделий последней четверти ХIХ в.; именник мастера Е.К в прямоугольном щитке
Традиционный моленный образ в серебряном окладе. Венец декорирован полихромными эмалями по сканному узору растительного орнамента. Оклад исполнен в мастерской Емельяна Алексеевича Кузнецова. Его небольшая фабрика серебряных изделий была основана в Москве в 1886 г., известна до конца столетия, среди прочей продукции выпускала серебряные ризы на иконы.
Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из бархата.
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84» и инициалами управляющего округом Ивана Лебедкина; именник мастера СГ
Традиционный моленный образ в серебряном окладе. Оклад позолочен и эффектно декорирован в технике выемчатой эмали и полихромными эмалями по скани. Ризы святителя, выполненные ажурной сканью и литым жемчужником, − образец ювелирной работы высочайшего качества.
Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из бархата.