Эрте (Тыртов) Роман Петрович (1892–1990) «Дождь». Эскиз костюма для постановки ревю «Мистерия масок», 1926 г.
Бумага, тушь, перо, кисть, гуашь, серебряная краска; 38,3×28,5 см
Справа внизу авторская подпись.
На оборотной стороне печать ателье художника и авторская надпись.
Эскиз происходит из собрания Гюнтера Закса – немецкого фотографа, кинодокументалиста, искусствоведа и коллекционера.
Экспертное заключение: Силаев В.С.
Выдающийся мастер графики и скульптуры, произведения которого стали воплощением тонкого вкуса и роскоши стиля Ар Деко. Много работал в прикладной графике в области моды. Первые уроки живописи получил у И.Е. Репина. В 1912 г. уехал из России в Париж, принял псевдоним Эрте по первым буквам имени и фамилии. Работал у кутюрье Поля Пуаре. С 1915 г. заключил контракт с журналом «Harper’s Bazaar». Сотрудничал с театрами и мюзик-холлами в Париже, Нью-Йорке, Мадриде, Риме, Лондоне и др. Эскиз костюма, выставленный на торги, представляет большую редкость, имеет музейное значение. Был исполнен для постановки ревю в мюзик-холле «Folies Bergere».
Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884–1967) «Мужской портрет», 1927 г.
Бумага «верже» с водяными знаками «Ingres», пастель; 62×46 см
В левом нижнем углу подпись и дата: Z. Serebriakova/1927 г.
Экспертное заключение: Силаев В.С.
Выдающийся живописец, график, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Родилась в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Отец – Евгений Лансере – известный скульптор, мать происходила из семьи Бенуа. В 1886 г. переехала с семьей в Петербург. В 1900 г. поступила в женскую гимназию и художественную школу, основанную М.К. Тенишевой. В 1903 – 1905 гг. училась в мастерской художника О.Э. Браза, в 1905–1910 гг. посещала Академию Гранд Шомьер в Париже. Изучала искусство старых мастеров в парижских музеях, копировала рисунки А. Ватто, Ф. Мерсье, О. Фрагонара. Большую роль в художественном развитии Серебряковой сыграл ее дядя – Александр Бенуа. Принимала участие в ведущих художественных выставках, начиная с 1910-х гг. С 1911 г. – постоянный экспонент выставок объединения «Мир искусства». В 1915–1916 гг. работала над эскизами росписей Казанского вокзала в Москве на темы: Индия, Япония, Сиам, Турция (не осуществлены). В 1924 г. эмигрировала во Францию. Стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке, на которой все представленные Серебряковой картины были проданы. В 1931 г. совместно с Д.Д. Бушеном, провела выставки в Брюсселе и Антверпене. Персональные выставки мастера проходили в галерее Шарпантье, Гиршмана, Бернхейма, в 1965 г. – в Москве, в 1966 г. – в Ленинграде и Киеве. Значительное живописное и графическое наследие художника находится в музейных собраниях (в ГТГ, ГМИИ им. А.С, Пушкина, ГРМ и др.), а также в крупных частных коллекциях. Жанр портрета занимал особое место в творчестве З.Е. Серебряковой. Автопортрет «За туалетом», выставленный на 7-й выставке русских художников в Москве в 1910 г. принес ей первый успех и попал в коллекцию Третьяковской галереи. Представленная пастель относится к эмиграционному периоду, датирована 1927 г. − годом проведения первой выставки художницы в Париже. Главный принцип творческого метода З.Е. Серебряковой, на котором основано и формирование ее портретной концепции, – работа с натуры. Высокий художественный уровень исполнения «Мужского портрета» отражает мастерское владение техникой пастели: натурное сходство, переданное в свободном контурном рисунке и тонких тональных соотношениях, совмещается с умением уловить характер, психологию портретируемого. Особое внимание уделено жесту – рука, держащая сигарету, подчеркивает зрителю задумчивое, рефлексирующее состояние модели. Данная работа может достойно представить творчество З.М. Серебряковой в музейном собрании и, несомненно, украсит любую частную и корпоративную коллекцию.
Тырса Николай Андреевич (1887−1942) «Сидящая обнаженная модель в носочках», 1920-е гг.
Бумага серая, сангина; 36,3×22,5 см
На обороте удостоверяющая надпись рукой дочери художника
Экспертное заключение: Силаев В.С.
Один из выдающихся рисовальщиков, унаследовавший традиции художественного объединения «Мир искусства»; один из лидеров Ленинградской школы графики 1920−30-х гг. Представленный к аукциону рисунок – натурная штудия мастера, исполненная с характерной для его манеры точностью моделировки форм.
Тырса Николай Андреевич (1887−1942) «Обнаженная», 1920-е – 1930-е гг.
Бумага, «ламповая копоть»; 50×68 см
На обороте удостоверяющая надпись рукой дочери художника
Экспертное заключение: Силаев В.С.
Рисунок исполнен «ламповой копотью». Этой технике Н.А. Тырса придавал особое значение, артистично используя ее особенности тонких свето-теневых моделировок.
Мальцев Петр Тарасович (1907–1997) «Буденовец», 1920-е гг.
Бумага, графитный карандаш; 36×23,5 см
Рисунок происходит из семьи художника
Народный художник СССР. Работал преимущественно в военно-историческом жанре. В 1924−1930 гг. учился во ВХУТЕИНе у П.В. Кузнецова, В.А. Фаворского. Участник выставок с 1928 г. Член Союза художников СССР (с 1932), член студии военных художников им. М.Б. Грекова (1949). Произведения представлены в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург), Центральном музее вооруженных сил (Москва) и др.
Матюнин Павел Павлович (псевд. Пэм) (1885–1961) «Петроград. 1920 г.», 1920 г.
Картон, смешанная техника; 34×24 см
В правом нижнем углу подпись и дата: Пэм / 1920
На обороте старая надпись орешковыми чернилами: Дорогому сыну Виктору/в память о Русской Революции/Отец/ 10.III 22 г./ Петроград.
Художник-карикатурист. C 1905 г. работал в еженедельнике «Новое время» и газете Б.А. Суворина «Вечернее время», позже – в журналах «Сатирикон», «Столица и усадьба» и др. Рисовал карикатуры на злобу дня, в которых отражались политика, общественная жизнь и мода. В 1915 г. в издательстве А.С. Суворина вышли два альбома Пэма «Война и Пэм»; подготовленный альбом «Петроград первых лет революции» остался неизданным. В 1923 г. эмигрировал и обосновался в Париже. Возможно, данная карикатура связана с подготовкой альбома «Петроград первых лет революции».
Пакулин Вячеслав Владимирович (1901–1951) «Печатник», конец 1920-х –1930-е гг.
Бумага, акварель; 64×50 см
На обороте удостоверяющие надписи. Справа, внизу: Работа моего отцаВ.В. Пакулина/ Л. Пакулин. Выше: Подтверждаю авторство /В. Пакулина/ Зав. ОНТ ГРМ / А. Боровский/ ниже – подпись
Рисунок происходит из семьи художника
Представитель ленинградской школы живописи и графики. Работал как театральный художник. Председатель объединения «Круг художников» (1926–1932). Произведения находятся в ГРМ, в ряде музейных и частных собраний России, Украины, Германии, США и др. Пакулин создал серию рисунков, в которых изобразил представителей рабочих профессий. Почти монументальные по характеру образы, типичные для работ художника 1920−1930-х гг., во многом были вдохновлены «крестьянским циклом» К.С. Малевича.