Любимов Александр Михайлович (1879–1955). «Портрет ребенка с апельсином», 1908 г.
Холст, масло; 98,0х67,0 см.
Справа внизу: «А.Любимов 1908».
В 1895–1901 гг. учился в Центральной школе технического рисования барона А. Штиглица. С 1901 г. занимался в Высшем художественном училище при ИАХ в мастерской И. Репина. С 1900 г. участвовал в выставках. Писал портреты, жанровые и исторические композиции, пейзажи. Преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной. Его учениками были А. Дейнека, А. Лактионов и др. Произведения художника находятся в ГРМ и других музейных и частных собраниях.
Базовая цена
670 000 руб.
32
Бучкури Александр Алексеевич (1870–1942). «Крестьянские девочки», 1914 г.
Холст, пастель; 106,0х71,0 см.
Справа внизу: «А.Б. 1914».
А. Бучкури учился в Воронежской бесплатной рисовальной школе, затем в 1898–1899 гг. в Петербургской школе М.К. Тенишевой. В 1904 г. окончил ИАХ, ученик И.Е. Репина. После обучения постоянно жил в Воронеже. Основными темами его творчества были сельский быт, обычаи и обряды крестьян. Написал много портретов крестьянок, выбирая интересные лица, характеры; особое внимание уделял традиционным женским костюмам.
Интерес к национальной теме возник в русском искусстве в 1820-е гг. на почве романтизма. В дальнейшем с середины XIX в. крестьянские образы часто появлялись в живописи передвижников, но трактовались ими преимущественно в социальном ключе. «Историзм» как главенствующий стиль второй половины XIX в. также направил многих художников к национальным истокам. К. Маковский, В. Васнецов открыли живописную привлекательность и декоративность традиционных русских костюмов, предметов быта. Но лишь в начале XX в. с такими художниками, как А. Архипов, Ф. Малявин, Б. Кустодиев в отечественное искусство прорвался безудержный, кричащий, красный цвет русских платков и сарафанов. «Крестьянские девочки» – яркий пример художественных тенденций начала прошлого века. Композиция обобщенная, монументальная; холст внушительного размера превосходно проработан пастелью.
Базовая цена
150 000 руб.
33
Владимирова Мария Николаевна (1905–2000). Три рисунка из серии «Женские фигуры», 1920–1922 гг.
Бумага, карандаш; 22,4х18,1 см, 22,3х21,6 см, 26,0х20,2 см.
М. Владимирова систематического художественного образования не получила. Главный ее учитель – дядя, художник Георгий Ечеистов, ученик Бориса Григорьева. Основной пласт наследия – жанровые и портретные карандашные рисунки 1920-х гг.
Базовая цена
90 000 руб.
34
Жак де ла Рош. Иллюстрация к «Золотому ослу», 1930 г.
Бумага, карандаш, акварель; 22,5х48,5 см.
Слева внизу: «Jacques de la Roche 1930».
Базовая цена
225 000 руб.
35
Тырса Николай Андреевич (1887–1942). Двухсторонний рисунок «Обнаженные», начало 1920-х гг.
Бумага, уголь; 69,0х42,0 см.
На одной стороне слева удостоверяющая подпись сына художника ручкой: «Тырса А.Н.».
С 1906 по 1910 гг. учился в школе Е. Званцевой у Л. Бакста и М. Добужинского. В 1910–1911 гг. посещал сеансы рисунка в мастерской В.В. Матэ. С 1915 г. участвовал в выставках объединения «Мир искусства». С 1921 г. занимался книжной графикой. В 1926 г. вступил в объединение «4 искусства». Н. Тырса – блестящий рисовальщик с уникальной пластической концепцией, автор известной серии портретов А. Ахматовой, иллюстраций к детским книгам В. Бианки, Б. Житкова, русским сказкам.
Происходит из семьи сына художника А.Н.Тырсы.
Базовая цена
400 000 руб.
36
Гужавин Михаил Маркелович (1888–1931). «Украинка», 1925 г.
Бумага, акварель; 27,0х20,0 см.
Справа внизу: «М.Гужавин. 1925 Украiна».
Экспертное заключение В.С. Силаева.
В 1911–1917 гг. учился в художественном училище при ИАХ в классе пейзажной живописи у Н.Н. Дубовского. Получил премии имени С.И. и И.И. Ендогуровых «Достойнейшему из пейзажистов», а также премию им. А.И. Куинджи. Работал как пейзажист, продолжая традиции лирического пейзажа. Испытал влияние И.И. Левитана. Произведения М. Гужавина находятся в собрании ГРМ.
Базовая цена
100 000 руб.
37
Луппиан Владимир Карлович (1892–1983). «Пленэр», 1930-е гг.
Картон, масло; 24,5х33,0 см.
С 1922 по 1926 гг. учился в Ленинградском ВХУТЕИНе. В 1925 г. вошел в художественное объединение своего учителя П.Н. Филонова «Коллектив мастеров аналитического искусства». Будучи одним из самых первых и верных учеников великого П. Филонова, к началу 1930-х гг. В. Луппиан сумел выйти из-под влияния учителя и обрести свой живописный почерк.
Базовая цена
240 000 руб.
38
Савицкий Георгий Константинович (1887–1949). «На привале», 1930-е гг.
Г. Савицкий – сын художника-передвижника К.А. Савицкого. В 1902–1908 гг. учился в Пензенском художественном училище у своего отца, в 1908–1915 гг. в ИАХ у В.Е. Маковского и Ф.А. Рубо. Работал как баталист, создавал произведения на темы революционной истории, советского быта, писал портреты, пейзажи, занимался книжной графикой, плакатом. Произведения Г. Савицкого находятся во многих музейных собраниях: в ГТГ, Пензенской областной картинной галерее им. К. А. Савицкого и др.
Базовая цена
290 000 руб.
39
Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884–1967). «Африканка», 1932 г.
Бумага, пастель; 48,5х36,5 см.
Справа внизу: «Z. Serebriakova 1932».
На обороте круглый штамп тушью: «Zinaida/ atelier/ Serebriakova».
Зинаида Серебрякова происходит из известной художественной семьи Бенуа-Лансере; приходится внучкой архитектору Николаю Бенуа, племянницей художнику Александру Бенуа и дочерью скульптору-анималисту Евгению Лансере. В 1901 г. посещала художественную школу княгини М.К. Тенишевой. В 1903–1905 гг. занималась в мастерской О.Э. Браза в Петербурге. В 1905 г. посещала Академию Гранд Шомьер в Париже. С 1910 г. участвовала в выставках. С 1911 г. – постоянный экспонент объединения «Мир искусства». В 1924 г. эмигрировала во Францию, поселилась в Париже. Творчество З. Серебряковой можно отнести к направлению неоклассицизма в русском искусстве. Особым признанием среди искусствоведов и коллекционеров пользуются пастели художницы, исполненные точной быстрой рукой, с мастерским использованием фона бумаги и тончайшими цветовыми переходами.
Работы З. Серебряковой хранятся в ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГРМ, а также в частных собраниях.
«Африканка» появилась в 1932 г. во время повторной поездки З. Серебряковой в Марокко. За месяц художница создала целый ряд превосходных портретов, пейзажей и жанровых сцен, выполненных с натуры alla prima. В своих художественных письмах А. Бенуа так описывает свои впечатления от выставки марокканской серии в галерее «Шарпантье» в 1932 г.: «Пленительная серия марокканских этюдов, и просто изумляешься, как в этих беглых набросках (производящих впечатление полной законченности) художница могла так точно и убедительно передать самую душу Востока… Люди такие живые, что кажется, точно входишь с ними в непосредственный контакт, точно лично знакомишься с ними.».
Базовая цена
4 000 000 руб.
40
Истомин Константин Николаевич (1887–1942). «Лида», конец 1920 – начало 1930-х гг.
Бумага, карандаш, акварель; 48,1х31,5 см.
В 1903 г. в Харькове К. Истомин начал заниматься в частной студии художника Е.Е. Шрейдера – поклонника и последователя барбизонцев. В 1906 г. уехал в Мюнхен, где вместе с В. Фаворским учился в школе Шимона Холлоши. В 1916 г. на ХХII выставке «Московского товарищества художников» впервые экспонировалась живописная работа Константина Истомина «Лимоны». С начала 1920-х и до 1930 г. К. Истомин преподавал во ВХУТЕМАСе – ВХУТЕИНе, был проректором живописного отделения. В этот же период он участвовал в выставках художников объединения «Маковец» и общества художников «4 искусства». В начале 1930-х гг. К. Истомин наряду с В. Фаворским, И. Машковым и К. Юоном входил в комиссию по перестройке системы художественного образования. Произведения художника хранятся в ГТГ, ГМИИ имени А.С. Пушкина, ГРМ и многих других региональных музеях и частных коллекциях.
На акварельном рисунке представлена самая любимая модель художника – Лидочка, позировавшая для наиболее известного произведения Истомина «Вузовки», 1933 г. (хранится в ГТГ).
Рисунок воспроизведен в книге М.Н. Яблонской «Константин Николаевич Истомин». – М., 1972. – С. 19.