Царевна Анна (1708–1728) – старшая дочь Петра I и Екатерины I. В 1724 г. состоялась ее помолвка с немецким герцогом Карлом Фридрихом Гольштейн-Готторпским. Анна Петровна умерла вскоре после рождения сына Карла Петера Ульриха (впоследствии российского императора Петра III). В память о любимой жене герцог Гольштейн-Готторпский учредил орден Святой Анны, который был причислен к государственным орденам Российской империи в 1797 г.
На портрете изображена молодая царевна, держащая в одной руке гвоздику – символ любви и обручения, в другой – незабудки – эмблему воспоминания. Она как бы собирает свадебный букет. Перед ней уже лежат две розы – атрибуты Венеры, пион – символ благополучия, ноготок – образ солнца, также часто встречаемый в свадебных букетах как символ постоянной и долгой любви. Княжна одета и причесана по моде 1720-х гг. Очевидно, портрет написан по поводу ее предстоящей свадьбы, в подарок будущему супругу.
До наших дней дошли несколько написанных при жизни портретов Анны Петровны. Как правило, они носят парадный, официальный характер. Данная же работа – уникальный пример частного заказа, исполненного в виде аллегории, что было очень характерно для русской культуры начала XVIII в. Картину обрамляет оригинальная барочная рама с завершением в виде Российской императорской короны.
Портрет Великой княжны написан предположительно русским художником и являет собой редкий пример живописи петровской эпохи, практически отсутствующей на антикварном рынке.
Базовая цена
1 000 000 руб.
12
Ягодников Алексей Иванович (1823 – после 1884). «Пейзаж с руинами», середина XIX в.
Биографические сведения о художнике немногочисленны. Профессионального художественного образования не получил. Жил в Вологде. Создавал живописные и акварельные портреты представителей местного дворянства. Исполнил портреты членов семьи К.Н. Батюшкова.
Базовая цена
930 000 руб.
13
Мещерский Арсений Иванович (1834–1902). «Бурелом», 1860-70-е гг.
Холст на картоне, масло; 32,0х43,0 см.
Справа внизу: «А. Мещерскiй».
Экспертиза ГРМ (Е.В. Шилова, Н.В. Большакова).
В 1854–1857 гг. учился в ИАХ в классе исторической живописи у Ф.А. Бруни и Т.А. Неффа, в пейзажном классе у С.М. Воробьева. В 1867 г. сопровождал Великого князя Алексея Александровича в кругосветном путешествии. Писал пейзажи, много работал в техниках акварели и сепии, занимался литографией. Член и экспонент «Общества выставок художественных произведений», «Общества русских акварелистов», «Санкт-Петербургского общества художников». Был удостоен звания академика (1864 г.), затем профессора (1876 г.). А. Мещерский – один из крупнейших мастеров пейзажной живописи в России последней трети XIX в. В своем творчестве выступал последователем академической традиции, в некоторых работах близок передвижникам. Излюбленными темами являлись морские, горные, зимние пейзажи. Творчество художника представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в ГТГ, ГРМ.
Базовая цена
280 000 руб.
14
Сверчков Николай Егорович (1817–1898). «Взяли лису», последняя четверть XIX в.
Бумага, акварель, белила; 30,8х43,7 см.
Справа внизу: «Н. Сверчковъ».
Бумага дублирована.
Экспертиза ГосНИИР (М.М. Красилин).
С 1827 по 1829 гг. учился в ИАХ. В 1839 г. получил звание неклассного (свободного) художника. В 1840-60-е гг. выполнял многочисленные заказы известных коннозаводчиков. По заказу Александра III исполнил серию исторических картин из жизни царей Иоанна Грозного и Алексея Михайловича, а также картины и акварели на тему Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Н. Сверчков – один из крупнейших художников-анималистов второй половины XIX в., представитель академического направления. Основными темами его произведений были изображения лошадей, троек, охотничьи, жанровые и батальные сцены. Входил в «Общество поощрения художников», «Общество русских акварелистов» и другие художественные объединения. Произведения Н. Сверчкова находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном музее коневодства и других собраниях.
Базовая цена
700 000 руб.
15
Чумаков Федор Петрович (1823–1911). «Портрет девушки в чепце», последняя треть XIX в.
Бумага, пастель, масло; 33,0х43,0 см.
Справа внизу по вертикали: «Th. Tchoumakoff».
В 1840 г. поступил в ИАХ. Состоял вольноприходящим учеником в классе исторической живописи у П.В. Басина, пользовался советами К.П. Брюллова. В 1859 г. переехал в Париж. Его работы покупали Великая княгиня Мария Николаевна, император Александр II. За большое количество работ, изображающих женские головки, был прозван «русским Грезом». Для некоторых портретов Ф. Чумакова характерна стилизация в духе французской портретной живописи второй половины XVIII в. Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГТГ, ГРМ, музее при РАХ.
Базовая цена
100 000 руб.
16
Экгорст Василий Ефимович (1831–1901). «Пейзаж с сосной», вторая половина XIX в.
Картон, масло; 17,0х12,0 см.
В правом нижнем углу: «Ekhorst».
В оригинальной раме.
В 1850-е-1860 гг. учился в ИАХ в классе батальной живописи у Б.П. Виллевальде. Работал как жанрист, пейзажист, анималист; представитель позднего академизма. В 1890-х гг. много работал в Финляндии. Творчество представлено в ряде музейных собраний, в том числе в ГТГ, ГРМ.
Базовая цена
100 000 руб.
17
Маковский Константин Егорович (1839–1915). «Креолка», 1870-е гг.
Картон, масло; 45,5х37,5 см.
В правом нижнем углу: «С. Makowsky».
Экспертиза ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря (А.Р. Киселева, Н.С. Игнатова).
Выпускник МУЖВЗ (1858 г.), учился у М.И. Скотти, А.Н. Мокрицкого, С.К. Зарянко. В 1858 г. поступил в ИАХ в класс исторической живописи А.Т. Маркова, Ф.А. Бруни. В 1863 г. К. Маковский стал участником «бунта четырнадцати». Один из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок». В 1867 г. получил звание академика, в 1869 г. – профессора. В 1889 г. был награжден орденом Почетного легиона.
«Креолка» написана во время путешествия художника по Северной Африке в первой половине 1870-х гг. В этот период произошли значительные изменения в стиле К. Маковского. Его интересы сместились от социальной проблематики, обозначенной передвижниками, к художественным задачам цвета и формы. В этой работе К. Маковский наделил лицо модели обобщающими, романтическими чертами, создав скорее образ, воспоминание о далекой восточной стране, ее олицетворение. Работа свидетельствует о выходе художника на собственный метод, близкий отчасти импрессионистам и, одновременно, европейской салонной живописи последней трети XIX в. Также в «Креолке» К. Маковский демонстрирует превосходное владение цветом. Фон как бы мерцает и дрожит; тело девочки прописано тончайшими мазками в охристо-коричневых тонах. Палитра в целом высветленная, как в живописи импрессионистов того периода (О. Ренуара, К. Моне).
В 1870-1880-е гг. К. Маковский был в зените славы и успеха; считался одним из самых востребованных, модных и высокооплачиваемых художников своего времени. Покупателями и заказчиками его работ были император Александр II, П.М. Третьяков, Д.В. Стасов, В.А. Морозов и многие другие.
К. Маковский прославился своими виртуозными портретами, многофигурными композициями на темы русской истории XVII в. Произведения художника хранятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе находятся в постоянной экспозиции ГТГ, ГРМ.
Картина принадлежала знаменитому советскому коллекционеру Я.Ц. Ачаркяну. В 1951 г. экспонировалась на выставке «Русская живопись второй половины XIX – начала XX вв. из частных собраний» в ЦДРИ (№135).
Базовая цена
10 000 000 руб.
18
Лагорио Лев Феликсович (1826–1905). «Императорская яхта «Держава», 1886 г.
Холст, масло; 63,8х51,4 см.
Слева внизу: «Лагорiо 1886».
Экспертиза ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря (А.Р. Киселева, Н.С. Игнатова).
Лев Лагорио – сын итальянского вице-консула в Феодосии. В 1839-1840 гг. занимался у И.К. Айвазовского. В 1842 г. поступил в ИАХ в класс пейзажной живописи А.И. Зауервейда и М.Н. Воробьёва, затем Б.П. Виллевальде. За период обучения получил все существующие академические награды. В 1860 г. в обход звания академика получил звание профессора. По заказу Александра III создал серию картин, посвященных Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Писал преимущественно морские и горные пейзажи, много работал в технике акварели. Л. Лагорио – один из ярких и значимых представителей академической живописи второй половины XIX в. Его произведения хранятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина и в др. музейных и частных собраниях.
Императорская яхта «Держава» – последняя деревянная колесная яхта Балтийского флота; отличалась передовым для своего времени техническим оснащением и великолепной отделкой, исполненной по проекту придворного архитектора И.А. Монигетти. Спущена на воду в 1871 г.
Базовая цена
6 000 000 руб.
Цена продажи
6 000 000 руб.
19
Маковский Константин Егорович (1839–1915). «Арабский воин», 1875 г.
Холст, масло; 76,0х40,0 см.
Справа внизу: «С.Makowsky».
Экспертное заключение В.А. Петрова.
«Арабский воин» написан во время пребывания художника в Египте в 1870-х гг. Как предполагают исследователи, картина является одним из эскизов к многофигурной композиции «Праздник перенесения священного ковра из Каира в Мекку» (вариант 1875 г. хранится в Национальной галерее Армении, вариант 1876 г. - в ГРМ). С.К. Маковский, сын художника, в воспоминаниях об отце пишет: «Что ни говори, солнце тут впервые загорелось в русской живописи… «пленэры» Константина Маковского приблизили нашу живопись к природе, к сияющим ее краскам, почувствованным непосредственно, не из мастерской по указке школьных образцов. От яркой светотени его «Каира» повеяло чем-то очень новым, непохожим на сумеречную, «битумную» заскорузлость передвижнических пейзажей».
Базовая цена
4 500 000 руб.
20
«Портрет императора Александра III», 1890–1900-е гг.
Бумага, литографская печать, сепия, белила; 28,0х23,5 см.
Портрет напечатан литографским способом и дописан вручную сепией и белилами. Оригиналом послужил живописный портрет императора, исполненный художником Н.Г. Шильдером в 1880-е гг. (хранится в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга).