Павловский Генрих Васильевич (1907–1973). «Букет», 1939 г.
Холст, масло; 101,5х80,5 см.
Справа внизу: «Г.Павловский 39».
В оригинальной раме.
С 1930 по 1937 гг. учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры в мастерской А. Осьмеркина. Дипломная работа Г. Павловского «1905 год» была приобретена ГРМ в год окончания института, что является редчайшим примером приобретения дипломных работ одним из ведущих музеев страны. Писал жанровые и исторические картины, портреты, пейзажи, натюрморты. Преподавал в институте им. И. Репина и в училище им. В. Мухиной. Произведения художника хранятся в ГРМ и других музейных и частных собраниях.
«Букет» относится к редким примерам довоенной живописи Г. Павловского; исполнен в свободной живописной манере, имеет оригинальное авторское оформление.
Базовая цена
340 000 руб.
42
Яковлев Александр Евгеньевич (1887–1938). «Женский портрет», 1930-е гг.
Бумага, карандаш, сангина; 49,0х35,0 см.
Справа внизу авторская красная печать с иероглифами.
В 1905 г. поступил в ИАХ, занимался у Д.Н. Кардовского. С 1915 г. – член объединения «Мир искусства». В 1914–1915 гг. путешествовал по Италии, изучал живопись старых мастеров. В 1917 г. вместе с Д.Н. Кардовским и В.И. Шухаевым основал объединение «Цех живописцев Св. Луки», призванное возродить традиции старых мастеров. В 1918 г. эмигрировал во Францию. В 1920 г. в Лондоне и Париже прошли выставки, на которых экспонировались произведения, выполненные во время дальневосточного путешествия 1917 года. В 1924–1925 гг. художник принял участие в рекламной экспедиции фирмы «Ситроен» по Африке. В поездке А. Яковлев исполнил около трехсот живописных и графических работ. В 1926 г. они были показаны в парижской галерее «Шарпантье» и принесли художнику коммерческий успех и европейскую известность. Тогда же Яковлев был награжден орденом Почетного легиона. В 1931–1932 гг. совершил экспедицию по Азии. Работал также как художник-монументалист и сценограф. В 1934 г. переехал в США, где руководил живописным отделением Академии искусств в Бостоне.
А. Яковлев – один из крупнейших живописцев и рисовальщиков в русском искусстве первой трети ХХ столетия, представитель неоакадемического направления. Чрезвычайно большое значение придавал графике, излюбленной техникой была сангина. Работы художника находятся во многих музеях России и за рубежом, в том числе в ГРМ, ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В эссе «Современные русские рисовальщики и граверы», написанном в 1922 г., выдающийся художественный критик Николай Тарабукин писал: «Когда вы смотрите на прекрасно сделанный Александром Яковлевым набросок карандашом или сангиной головы или торса, то вас поражает в нем, с одной стороны, необычайно переданная иллюзия объема изображенного, а с другой – мастерство техники. Но это не графика в узком смысле слова. Его работы представляют наиболее типичный образец того, что я в своей терминологии назвал живописным рисунком».
«Женский портрет» происходит из коллекции Сандры Яковлевой, сестры художника.
Базовая цена
1 700 000 руб.
43
Истомин Константин Николаевич (1887–1942). «Утро жаркого дня», 1934 г.
Бумага, карандаш, акварель; 25,3х34,9 см.
Справа внизу: «К.Истомин 34г.»
Рисунок воспроизведен в книге М.Н. Яблонской «Константин Николаевич Истомин». – М., 1972; в альбоме «Константин Истомин». – М., 2008.
Базовая цена
75 000 руб.
44
Истомин Константин Николаевич (1887–1942). «Восход солнца на море», 1935 г.
Бумага, карандаш, акварель; 20,5х28,2 см.
Рисунок воспроизведен в альбоме «Константин Истомин». – М., 2008.
Базовая цена
84 000 руб.
45
Куликова Зоя Владимировна (1905–1974). «Демонстрация», 1936 г.
Бумага, офорт; 45,0х55,2 см.
З. Куликова училась в студии И.И. Нивинского (1880–1933) – выдающегося русского театрального художника, графика, офортиста. В 1937 г. на Международной выставке в Париже за свои офорты из серии «Москва социалистическая» З. Куликова получила Большую золотую медаль. Вероятно, представленный офорт «Демонстрация» входил в ту же серию.
Базовая цена
23 000 руб.
46
Митурич Петр Васильевич (1887–1956). «Отдыхающие на пароходе», 1946 г.
Бумага, автолитография; 39,4х30,0 см.
В 1906–1909 гг. занимался в Киевском художественном училище, затем в батальном классе ИАХ. В начале 1910-х гг. сотрудничал с журналом «Аполлон». Много работал в области книжной графики, занимался литографией. Был членом и участником выставок «Мира искусства». В 1916 г. сблизился с поэтом В.В. Хлебниковым, в 1922–1925 гг. иллюстрировал его стихи. В 1924 г. женился на художнице Вере Хлебниковой, сестре поэта. Петр Митурич – один из ведущих рисовальщиков московской школы графики 1920–1930-х гг. Его творчество представлено во многих музейных и частных собраниях России, в том числе в ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГРМ.
Базовая цена
25 000 руб.
47
Аксельрод Меир Моисеевич (1902–1970). «В пригородном поезде», 1946 г.
Бумага, гуашь; 30,5х41,5 см.
С 1921 г. учился в Москве во ВХУТЕМАСе у В. Фаворского, С. Герасимова. С 1926 по 1929 гг. – член и экспонент объединения «4 искусства». В 1930-е гг. помимо работы над многочисленными станковыми и книжными произведениями, работал декоратором в театрах Москвы, Минска, Киева. Его произведения хранятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Театральном музее имени А.А. Бахрушина.
Базовая цена
85 000 руб.
48
Казенин Леонид Александрович (1897–1965). «Примула на окне», 1932 г.
Холст, масло; 64,8х60,6 см.
Подпись на подрамнике: «Казенин Л.А. «Н-т примула на окне» 1932 г.».
С 1912 по 1914 гг. Л. Казенин учился в МУЖВЗ у А. Архипова, К. Коровина, А. Васнецова. После Первой мировой войны и полученного ранения возобновил систематические занятия на отделении монументально-фресковой живописи ВХУТЕМАСа. Его учителями стали В. Фаворский, П. Кузнецов, Л. Бруни, К. Истомин. Впоследствии Л. Казенин оказался хранителем обширного творческого наследия К. Истомина. С 1930 г. – член общества «4 искусства», а с 1932 г. – член МОССХ. В 1930-е гг. иллюстрировал детские издания, участвовал в исполнении монументальных росписей станции метро «Комсомольская» и общественных зданий (Дома моделей на Сретенке, Курского вокзала, Центрального театра Красной Армии и др.).
Картина «Примула на окне» воспроизведена в сборнике «Панорама искусств». – М., 1984; в альбоме «Леонид Казенин». – М., 2009.
Базовая цена
195 000 руб.
49
Казенин Леонид Александрович (1897–1965). «Весенний день», 1946 г.
Холст, масло; 32,4х39,5 см.
Подпись на подрамнике: «Л.Казенин «Весной» 1946 г.».
Картина «Весенний день» воспроизведена в сборнике «Панорама искусств». – М., 1984; в альбоме «Леонид Казенин». – М., 2009.
Базовая цена
85 000 руб.
50
Рудаков Михаил Захарович (1914–1985). «Цветы на окне», 1950-е гг.
Бумага, пастель; 50,0х34,5 см.
С 1933 по 1935 гг. учился в Харьковском художественно-промышленном университете. С 1953 г. жил в Москве, работал художником в «Рекламфильме», различных издательствах. С 1961 г. – член Союза художников СССР. Долгое время не получал художественных заказов и не имел возможности выставляться из-за пребывания в немецком плену с 1941 по 1943 гг., а затем – в фильтрационных лагерях. Много работал в технике пастели, создавал камерные натюрморты, портреты.