Клейма: в фигурном щитке цифровое обозначение пробы «84» и «0,875»
На внутренней крышке гравированная надпись ПавелБурепоставщикДвораЕгоВеличества№ 128934
Часы являются подарком из Кабинета Его Императорского Величества Николая II. На крышке гравированное изображение Российского герба с черной и синей эмалью. Подобные часы торговой марки «Павел Буре» являлись наиболее частым кабинетским подарком гражданским чиновникам и военным невысокого ранга.
Базовая цена
90 000 руб.
143
Икона «Спас «Недреманное око»»
Россия, Санкт-Петербург, первая половина XVIII в.
Неизвестный мастер
Дерево, масло
28,0х55,8 см
Представленная икона является примером осмысления русскими иконописцами западно-европейского церковного искусства, ставшего широко известным в начале XVIII в. русским мастерам благодаря распространившимся после реформ ПетраI гравюрам и печатным изданиям.
Редкий сюжет в уникальной для России иконографии.
Базовая цена
330 000 руб.
144
Икона «Крещение» в серебряном окладе
Россия, «северное письмо», икона XVII в., оклад 1857 г.
Клейма: городское Москвы; цифровое обозначение пробы «84»; пробирное с инициалами пробирера И•А и обозначением года 1857; именник мастера БТ
Иконография данной иконы «Крещение» (другое название «Богоявление») восходит к новгородским образцам XVI-XVII вв. и представляет собой краткий извод. В центре обнажен Христос в потоке Иордана, слева от него - Иоанн Креститель, справа – прислуживающие женщины с пеленами. Над головой Христа Господь Саваоф с благословляющим жестом. Сохранившиеся первоначальные слои живописи относятся к XVII в.
По преданию икона с этим сюжетом появилась при византийском императоре Мануиле I Комнине, когда жестоко наказав одного священника, наутро император обнаружил на иконе вместо традиционного благословляющего жеста Христа его указующий перст на открытое Евангелие. Уже к концу XI в. византийская икона «Спас царя Мануила» находилась в новгородском Софийском соборе. В 1570 г. Иван Грозный перевез ее в Москву, а в 1655 г. патриарх Никон поставил древний образ в иконостас Успенского собора Московского Кремля для доказательства своего тезиса, что «священство превыше царства». В середине XVIII в. сюжет был признан неканоническим и запрещен к воспроизведению.
Представленная икона сохранялась по-видимости в старообрядческой общине и была особо почитаемой, на что указывает богатый серебряный оклад.
В хорошей сохранности. Редкий сюжет.
Базовая цена
830 000 руб.
146
Икона «Святитель Николай Чудотворец» в серебряном окладе
Центральная Россия, середина XVIII в.
Неизвестный мастер
Серебро, частичная позолота, дерево; чеканка, живопись темперными и золотой краской
28,2х23,8 см
Святитель Николай Чудотворец – епископ Мирр Ликийских – наиболее почитаемый святой, особенно в России. В православной традиции два раза в год совершается его память - 19 декабря и 22 мая по новому стилю. В поздней народной традиции это отобразилось в названии: «Никола зимний» и «Никола весенний». А в последствии изображение святителя Николая в епископской митре («в шапке») закрепилось за зимним празднованием прославления святого.
Базовая цена
330 000 руб.
147
Икона «Святитель Николай Чудотворец» в серебряном окладе
Россия, Санкт-Петербург, конец XVIII - начало XIX вв.
Клейма: именник мастера АС (на цате); на окладе клейма утрачены
На этой иконе наиболее распространенное изображение святителя Николая – поясной образ с небольшими изображениями Христа и Богоматери по сторонам. Богатый серебряный оклад дополнен прекрасной чеканной цатой - декоративным элементом, восходящим по форме к шейным гривнам и крепящийся под ликом.
Богоматерь Корсунская (древнее название Ефесская) – одна из почитаемых на Руси чудотворных икон, по преданию написана евангелистом Лукой. Список с древнего византийского образа попал в Киев в X-XII вв.
Наиболее проникновенный лирический извод изображения Богородицы, так называемый тип Елеусы («Умиление») в сокращенном оплечном варианте. Богоматерь тесно прильнула щекой к младенцу, крепко прижимая его руками.
Икона в хорошей сохранности и богатом серебряном окладе.
Базовая цена
400 000 руб.
149
Икона «Богоматерь Владимирская» в серебряном окладе
Клейма: городское Москвы; цифровое обозначение пробы «84»; пробирные с инициалами пробиреров А•С и обозначением года 1853 (оклад), А•К и обозначением года 1854 (нимб); именник неизвестного мастера АМ
Владимирская икона Божьей матери – самая чтимая реликвия русской православной церкви. Все русские списки восходят к византийскому образу конца XI в., попавшему на Русь около 1131 г. В 1155 г. князь Андрей Боголюбский перенес икону в Успенский собор г. Владимира. А в 1395 г. ее перевезли в Москву для защиты города от нападения Тамерлана.
Владимирская икона Божьей матери прославилась многими чудесами и получила наиболее широкое распространение по всей России.
Представленный образ написан в середине XIX в., украшен богатым серебряным с золочением окладом. В превосходной сохранности.
Базовая цена
300 000 руб.
150
Икона «Святитель Николай Чудотворец» в серебряном окладе
Клейма: городское Москвы; цифровое обозначение пробы «84»; пробирное с инициалами пробирера А•В и обозначением года 1800; именник неизвестного мастера ЛОП в щитке в форме сердца
На представленной иконе можно наглядно проследить характерную для русского церковного искусства традицию поновления образа. Написанная в XVII в. икона со святителем Николаем на рубеже XVIII-XIX вв. была записана палехским иконописцем поверх старого изображения. Отличающиеся контуры древнего слоя хорошо видны. Одновременно с поновлением был заказан серебряный оклад.
В хорошей сохранности.
Базовая цена
500 000 руб.
151
Икона «Воскресение Христово» в серебряном окладе
Центральная Россия, икона середины XIX в., оклад 1865 г.
Клейма: цифровое обозначение пробы «84»; пробирное с инициалами пробирера И·С и обозначением года 1865
Иконография иконы «Воскресение Христово» (другое название «Сошествие во ад») очень древняя. Первые русские иконы с такой трактовкой наиглавнейшего христианского праздника встречаются уже с XI в. В ней нам показан центральный смысл Воскресения – двери ада разбиты и путь к спасению открыт для всех, обращенных ко Христу.
К середине XIX в. в России обозначился серьезный интерес к древним церковным памятникам; начался этап осмысления, первых реставраций и раскрытий ранних икон. Именно под воздействием древней иконописи с характерными локальными цветами, пропорциями, ликами написано данное «Воскресение Христово».