Ушин Николай Алексеевич (1898–1942). Эскиз иллюстрации, 1930-е гг.
Бумага, тушь, белила; 21,8х14,9 см
В правом нижнем углу монограмма художника: «НУ»
Базовая цена
5 000 руб.
42
Казанцев Анатолий Алексеевич (1908–1984). Эскиз плаката «Блокада снята!», 1944 г.
Бумага, гуашь; 90,0х58,0 см
В 1928–1929 гг. учился в Москве на курсах АХР у И.И. Машкова, в 1931–1938 гг. в Ленинграде в ИНПИИ – ЛИЖСА ВАХ у К.Ф. Юона, Р.Р. Френца. В Великую Отечественную войну оставался в Ленинграде, создавал плакаты для «Боевого карандаша» и «Окон ТАСС»: «Молодежь к оружию!», «Ни пяди своей земли!», «Освободи!», «За кровь и слёзы наших детей!», «Крепче удары по врагу!». Написал картины «Форсирование Невы при прорыве блокады Ленинграда», «Встречи на Неве. Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года», «Соединение войск Волховского и Ленинградского фронтов», «Русская женщина».
Карандашный эскиз плаката хранится в Музее обороны Ленинграда.
Базовая цена
65 000 руб.
43
Леопольд Сюрваж (1879–1968). «Большая Пьета», 1933 г.
Ксилография; 38,3х55,8 см
53/53
Экспертное заключение Веденеевой Н.О.
Леопольд Сюрваж (Lеopold Survage) – яркий представитель Парижской школы. Родился в Москве. В начале 1900-х гг. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у Коровина и Пастернака. Был близок к кругу журнала «Золотое руно», познакомился и начал выставляться вместе с Архипенко, братьями Бурлюк, Ларионовым, Гончаровой. В 1908 г. приехал с женой в Париж (французское гражданство с 1927 г.), брал уроки у Матисса. В 1910 г. выставлялся в Москве вместе с группой «Бубновый валет». Ранний период ознаменован увлечением теории цветомузыки и синтезом цвета и ритма, воплотившимся в абстрактных композициях. Во второй половине 1910-х – первой половине 1920-х гг. создает яркие динамические композиции в стиле кубизма. С середины 1920-х гг. стиль Сюрважа меняется в сторону неоклассицизма, фигуративности и обобщенности форм.
В живописи и графике Л. Сюрважа 1932-1933 гг. существует ряд аналогий с композицией «Большая Пьета», исполненной в технике ксилографии. Так, мотивы женщины, обращенной к птице, и женщины, держащей в руке рыбу, композицию, построенную из трех женских фигур, обращенных в разные стороны, можно найти в акварели «Большая Пьета» (1932 г.), в живописной работе «Пьета» (1932 г.).
Прекрасный качественный оттиск с глубоким черным тоном выполнен на голландской бумаге Van Gelder.
Базовая цена
115 000 руб.
44
Василёв Борис Борисович (1906–2000). «Тибетские монахи», 1933 г.
Холст, масло; 58,5х79,0 см
В правом нижнем углу: B.Vasiloff/ 1933»
Холст дублирован
Экспертное заключение Петухова А.В.
Б. Василёв родился на Кавказе. Первые уроки живописи получил от отца. В 1920-х гг. занимался в Академии художеств в Петрограде; испытал влияние школы Кардовского и Яковлева. Не имея возможности продолжить образование, отправился в Монголию. Писал картины этнографического характера. После много путешествовал: по Маньчжурии, Китаю, Индокитаю, Гонконгу, Франции, Испании, Португалии, другим странам, добрался до Канады и в 1952 г. переселился в Нью-Йорк. Писал фрески в замках и гостиницах, а также портреты. В 1937 г. написал иконостас для русской церкви в г. Бизерта (Тунис). Занимался реставрацией картин в Лувре. В Париже устроил персональную выставку, посвященную культовым танцам монголов. В США работал в качестве художника и реставратора. В 1960-х гг. в Нью-Йорке прошли его выставки «Исчезающая Монголия», «Испанские зарисовки» и др.
Базовая цена
640 000 руб.
Цена продажи
640 000 руб.
45
Бондиков Александр (первая половина XX в.). «Натюрморт с грушами», 1920-е гг.
Холст, масло; 38,0х54,0 см
Справа внизу: «А Bondicov»
Биографические сведения отсутствуют. Очевидно, эмигрировал в первые годы после революции. Писал в реалистической манере.
Базовая цена
385 000 руб.
46
Чирков Антон Николаевич (1902–1946). «Московский зимний пейзаж», 1937 г.
Холст на картоне, масло; 48,7х63,4 см
В 1922 г. А. Чирков поступил в московский ВХУТЕМАС, где его учителями были Н.И. Шестаков, А.А. Осмеркин, И.И. Машков и П.П. Кончаловский. Натюрморт «Хлебы», написанный на 3-м курсе в мастерской И.И. Машкова, был послан на Всемирную выставку в Париж. В 1927 г. А. Чирков окончил с отличием ВХУТЕМАС и был премирован командировкой за границу, но из-за стесненного материального положения не смог выехать. Начал преподавать в Московском областном училище 1905 года. Его учениками были Д. Краснопевцев, Ю. Васильев и др.
Усвоив школу русского сезанизма, А. Чирков соединил ее с традициями монументальной живописи В.И. Сурикова. Безусловный дар живописца с присущим ему затемненным колоритом поддержан в его работах умением монументально обобщать предметы.
А. Чирков был одним из тех художников, чье творчество в 1930-е гг. обвиняли в формализме и безыдейности; его работы практически не выставлялись и не продавались. В 2003 г. состоялась первая посмертная персональная выставка художника в Государственной Третьяковской галерее.
Базовая цена
390 000 руб.
47
Трескин Анатолий Владимирович (1905–1986). «Деревенский жанр», середина 1930-х гг.
Холст, масло; 128,0х102,0 см
В правом нижнем углу: «А. Трескин»
В 1924 г. поступил в Художественно-промышленный техникум при ВХУТЕМАСе. Учился у В.Н. Кучумова, А.А. Кузнецова, Д.И. Киплика. В 1928 г. Трескин окончил техникум и получил квалификацию художника-техника по монументальной живописи. В 1931 г. принял участие в реставрации фресок Галереи Гонзаго в Павловске. В 1935 г. создал монументальное живописное панно для Дворца пионеров в Аничковом дворце. С 1939 г. член Союза художников СССР. На полуострове Ханко, где Трескина застала война, им была создана портретная галерея Героев Советского Союза: Антоненко, Осипова, Бринько, Гранина. Здесь же он написал «Взятие острова Эльмхольм», «Десант балтийцев» и др.
После эвакуации советских войск с Ханко Трескин работал художником Политуправления Краснознаменного Балтийского флота. Делал многочисленные плакаты и листовки. После войны восстанавливал в качестве реставратора многие архитектурные памятники Ленинграда и пригородов.
Базовая цена
900 000 руб.
48
Верейский Георгий Семенович (1886–1962). «Женский портрет», 1935 г.
Бумага, карандаш, белила; 29,5х19,0 см
Справа внизу: «Верейский 1935 г.»
В 1896–1904 гг. с перерывами учился Харькове в частной студии Е. Е. Шрейдера. В 1905–1907 гг. жил за границей — в Мюнхене, Вене, Италии. В 1913–1916 гг. учился в Новой художественной мастерской в Петербурге у М.В. Добужинского, А.П. Остроумовой-Лебедевой, Е.Е. Лансере, Б.М. Кустодиева. Участвовал в выставках «Мира искусства». С 1912 г. сотрудничал с журналами «Театр и искусство», «Голос жизни», где публиковал портреты, шаржи и театральные зарисовки. Начал завоевывать популярность как портретист.
В 1921–1924 гг. преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе в Петрограде. С 1918 по 1930 гг. –
хранитель, а затем руководитель отдела гравюр Государственного Эрмитажа, в котором проработал до 1930 г.
Г. Верейский — один из наиболее значительных мастеров советской графики, продолжавший классические традиции рисунка и гравюры. Работал почти исключительно с натуры. Наибольшую известность приобрел как портретист.
Произведения художника находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А. С. Пушкина и др.
Базовая цена
18 000 руб.
49
Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971). «Портрет летчика Фариха», 1940 г.
Холст, масло; 52,0х40,0 см
На обороте: «Летчик Фарих/ 1940 г./ Братцево х.м. 52х40/ (за летчиков)/ А.Н. Самохвалов»
Из собрания дочери художника Марии Александровны Самохваловой
В 1914–1918 гг. учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ у В.А. Беляева и Г.Р. Залемана, в 1920–1923 гг. — в петроградском ВХУТЕМАСе у К.С. Петрова-Водкина, Д.Н. Кардовского, А.А. Рылова, В.Е. Савинского. Входил в объединения «Мир искусства», «Община художников», «Объединение новых течений в искусстве», «Жар-цвет», «Круг художников» (1926–1930 гг.), «Октябрь». Занимался книжной графикой, сотрудничал с издательством «Радуга», «Детгизом». В 1932 г. написал картину «Девушка в футболке», удостоенную золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. и ставшую программным произведением советского искусства 1930-х гг. Создал живописные и графические серии «Метростроевки», «Физкультурницы».
Самохвалов — выдающийся мастер советского искусства, создавший собственный узнаваемый стиль в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве. В своем творчестве очень точно выразил дух 1930-х годов. Его произведения проникнуты радостью бытия и оптимизмом, главные герои полотен – энергичные молодые созидатели новой жизни: физкультурники, метростроевцы, заводские рабочие. Произведения художника отличают монументальность, свобода живописной манеры, яркость колорита.
Творчество Самохвалова представлено в крупнейших музейных собраниях России и частных коллекциях, в том числе в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.
Фарих Фабио Брунович (1896–1985) – советский летчик, участник арктических и высокоширотных экспедиций. В 1939 г. майор Фарих был призван в ряды ВВС, стал инструктором молодых пилотов. На бомбардировщике ТБ-3 совершил двадцать боевых вылетов в тылы финской армии. Во время Великой Отечественной войны был подполковником, испытывал новые типы самолетов. В 1944 г. награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Базовая цена
1 100 000 руб.
50
Самохвалов Александр Николаевич (1894–1971). «Сосны», 1950-е гг.
Бумага, масло; 40,0х30,5 см
В левом нижнем углу: «А.С.»
Из собрания дочери художника Марии Александровны Самохваловой