Экспертиза Музея декоративно-прикладного искусства (Малаева З.Г.)
Лицевая сторона вазы украшена живописной копией картины Карла Брюллова «Царица Александра, возносящаяся на небо». Образу царицы Александры художник придал черты любимой дочери императора Николая I Великой княжны Александры, умершей в девятнадцатилетнем возрасте. Картина, точнее молельный образ, написана в 1845 г. в годовщину смерти княжны; в дальнейшем неоднократно копировалась, в том числе на пасхальных фарфоровых яйцах. Оборот вазы украшен пышным букетом.
Можно предположить, что ваза с царицей Александрой была заказана по случаю очередной годовщины ее родным братом императором Александром II. Высочайший уровень копийного мастерства художников Императорского фарфорового завода достиг своего пика к середине XIX в. Лучшие картины из собрания Эрмитажа, а также современная живопись, особенно полюбившаяся императору Александру II, переносились художниками ИФЗ на парадные вазы и другие изделия из фарфора.
Базовая цена
1 280 000 руб.
102
Тарелка «Гвардейская конно-артиллерийская бригада 1893 г.»
Надпись от руки на обороте дна: «Гвардейская/ Конно-Артиллерiйская бригада 1893 г./ Съ рис. В.В. Мазуровского/ исполнилъ Ив. Назаров 1909 г.»
Все три тарелки принадлежат военной серии с изображениями русских войск в форме времен императора Александра III по эскизам В.В. Мазуровского. Эскиз борта тарелок с лавровыми листьями и государственным гербом, разработанный заведующим живописной мастерской Императорского фарфорового завода Р.Ф. Вильде, утвержден в 1907 г. (хранится в ГЭ). Заказ серии датируется по документам завода 31 марта 1907 г. Каждая тарелка изготовлялась в двух экземплярах ведущими художниками-миниатюристами. Всего утверждено 78 эскизов. К 1912 г. были расписаны 142 тарелки, а в 1913 г. – еще 11. Большая часть тарелок из этой серии (75) хранится в Русском музее.
Надпись от руки на обороте дна: «Л-Гв. Павловскiй полкъ 1893 г./ съ рис. В.В. Мазуровского./ исп. Н. Кирсанов 1909 г.»; инвентарный номер (неразборчиво)
В превосходной сохранности.
Базовая цена
800 000 руб.
104
Тарелка «Рядовой Либавского Крепостного батальона 1893 г.»
Надпись от руки на обороте дна: «Рядовой Либавскаго/ Крљпостногобаталiона 1893 г./ съ рис. В.В. Мазуровского/ исп. Д. Тюляхтинъ 1903 г.»; инвентарный номер «№ 4752/ Р.40. УП.»
В превосходной сохранности.
Базовая цена
800 000 руб.
105
«Кошка»
Россия, 1903 г.
Императорский фарфоровый завод
Автор модели А.К. Тимус, скульптор-формовщик П. Шмаков
Бисквитный фарфор
Высота 25,5 см, ширина (видимая) 35,0 см
Марки: П.Ш. и Д в тесте
Скульптура исполнена в натуральную величину из бисквитного фарфора без глазировки. Поза животного правдивая, вместе с тем скульптура проработана достаточно обобщенно, без натуралистических подробностей.
Согласно архивным документам «Об отчете о деятельности Императорских заводов за 1903 год» известно, что по модели А.К. Тимуса скульптором-формовщиком П.В. Шмаковым были исполнены в фарфоре 4 скульптуры «Кошка», «высотой 5 вершков», то есть 26,0 см. Одна из них изготовлена из бисквита, а три покрыты цветной глазурью (две коричневой и одна серой).
Из документа «О вещах поднесения и доставке яиц» следует, что на Рождество 1903 г. одна из скульптур (коричневого цвета) поднесена Государыне Императрице Марии Федоровне, а вторая (серого цвета) – Государыне Императрице Александре Федоровне. В последующие годы выпуск этой скульптуры не возобновлялся. Таким образом, представленная кошка является тем единственным экземпляром, сделанным из фарфорового бисквита, упомянутым в заводской документации. Ни в одном из государственных собраний аналогичной скульптуры нет.
Тимус Август Карлович (1865 – после 1917) – скульптор. В 1880-х гг. обучался в рисовальной школе Общества поощрения художеств, был вольнослушателем на отделении скульптуры в Академии художеств. В 1896 г. поступил скульптором на ИФЗ. С 1908 г. заведовал всей технической частью завода, создавая многочисленные проекты и модели скульптур, ваз, сервизов.
В превосходной сохранности. Великолепный образец анималистической пластики, исполненный в фарфоре, столь значительного размера, встречается крайне редко на антикварном рынке.
Базовая цена
615 000 руб.
106
Чарка
Россия, Москва, 1765 г.
Серебро; чеканка
Высота 4,0 см. Вес 33,8 г
Клейма: городское Москвы с обозначением года …765; именники мастеров Д·К и В·А
Базовая цена
20 000 руб.
Цена продажи
20 000 руб.
107
Чарка
Россия, Москва, 1770 г.]
Серебро; чеканка
Высота 3,0 см. Вес 26,3 г
Клейма: городское Москвы (сбито) с обозначением года 1770; именники мастеров Д·К и ВА; процарапанный номер 59
Базовая цена
20 000 руб.
Цена продажи
20 000 руб.
108
Чарка
Россия, Москва, 1791 г.
Серебро; чеканка
Высота 3,5 см. Вес 45,6 г
Клейма: городское Москвы; пробирное с инициалами пробирера А·В и годом 1791; именник сбит; процарапанный номер 62
Базовая цена
20 000 руб.
Цена продажи
20 000 руб.
109
Чарка
Россия, Москва, 1788 г.
Мастер Савельев Степан
Серебро; чеканка. Высота 3,5 см, диаметр 6,3 см. Вес 41,6 г
Клейма: городское Москвы; пробирное с инициалами пробирера А·В и годом 1788; альдермана А·АК в щитке в форме сердца; именник мастера С·С
Базовая цена
20 000 руб.
Цена продажи
20 000 руб.
110
Стопа с орлами
Россия, Москва, 1750–1770-е гг.
Мастер Андрей Дементьев
Серебро; чеканка
Высота 8,0 см, диаметр 6,0 см
Вес 69,8 г
Клейма: городское Москвы; альдермана; именник мастера А·Д
Высокий чеканный рельеф с пышными барочными картушами и двумя орлами исполнен на высоком художественном уровне.