Клейма: цифровое обозначение пробы «84»; именник фирмы Фаберже со знаком придворного поставщика; на исподе дна подставки процарапан инвентарной номер фирмы 14117
Чернильный прибор выполнен в стиле Людовика XV, с фигурным волнистым краем и двумя емкостями для чернил со съемными крышками. По стилю и исполнению данный прибор близок к знаменитой работе фирмы 1891 г. – серебряным часам к ХХV-летию свадьбы Императора Александра III, выполненными по проекту придворного архитектора Леонтия Бенуа и восковой модели академика Артура Обера. С большой долей вероятности можно предположить их авторство и в этом случае.
Обращение к историческим стилям – характерное явление в декоративно-прикладном искусстве Европы второй половины XIX в. Особую роль сыграла в этом Лондонская Всемирная выставка 1851 г., где прозвучал термин «ренессанс» относительно возрождения стилей предыдущих эпох. После 1880 г. в Европе распространилась третья волна стиля рококо, вдохновлявшего мастеров фирмы «Фаберже» в 1880-х – первой половине 1890-х гг.
На тулове, на одном из завитков помещена резная надпись на болгарском языке: «ЯНУАРИЙ 1908. МИНИСТЕРСКИЯ СЪВЂТЪ». Министерский совет (Совет министров) – орган исполнительной власти в Болгарии. Предположительно, чернильный прибор был преподнесен Советом министров Болгарии премьер-министру Александру Малинову, который занял этот пост 16 января 1908 г. В период его деятельности на посту премьер-министра провозглашена независимость Болгарии от Османской Империи (22 сентября 1908 г.).
Базовая цена
2 500 000 руб.
Цена продажи
3 500 000 руб.
156
Конфетница
Россия, Москва, 1899–1908 гг.
Фирма «Фаберже»
Серебро, хрусталь; литье
19,8х11,7х7,0 см (без ручек)
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84»; именник фирмы К.ФАБЕРЖЕ со знаком придворного поставщика
Конфетница имеет изысканное лаконичное оформление: тонкие, сильно изогнутые ручки стилизованы под ветви с соцветиями.
Незначительный дефект хрусталя.
Базовая цена
300 000 руб.
157
Графин хрустальный в серебряной эмалевой оправе
Россия, Москва. 1899–1908 гг.
Фабрика Марии Семеновой
Хрусталь, серебро, позолота; эмаль по скани, литье, скань, канфарение
Высота 35,0 см, диаметр основания 9,5 см
Клейма: Московского окружного пробирного управления; именник мастера МС в овальном щитке
Ручка и полоса оправы на тулове украшены полихромным растительным орнаментом, выполненным в технике эмали по скани. «Отвал» крышки изготовлен в виде птицы с поднятым хвостом. На внутренней стороне крышки гравированы буквы: «СЕА».
Хрустальные графины в эмалевой оправе очень редки. Техническое исполнение подобных предметов требовало от изготовителя огромного мастерства: хрустальный сосуд подгоняли под оправу, которую, из-за хрупкости эмалей, нельзя было подвергать исправлениям.
В превосходной сохранности. Очень редкий.
Базовая цена
1 200 000 руб.
Цена продажи
1 500 000 руб.
158
Графин
Россия, Москва, 1908–1917 гг.
«14-я артель»
Хрусталь, серебро, позолота; чеканка, литье
Высота 32,0 см
Клейма: знак Московского пробирного удостоверения; цифровое обозначение пробы «84»; именник мастерской 14А
Оправа кувшина лаконичная и эффектная – ручка и горловина украшены широким стилизованным орнаментом. Крышку венчает фигурка мифологической птицы Гамаюн.
Базовая цена
250 000 руб.
159
Рюмка «Московия»
Россия, Москва, 1908–1914 гг.
Мастерская Михаила Яковлевича Тарасова
Серебро; литье по форме, чеканка
Высота 7,0 см. Вес 59,3 г
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84»; именник мастера МТ
Рюмка в русском стиле украшена композицией с девушкой в русском костюме и кокошнике. В руках она держит круглый поднос с изображением Георгия Победоносца и надписью «МОСКОВIЯ».
Михаил Яковлевич Тарасов владел ювелирной мастерской с 1905 по 1914 гг.
В прекрасной сохранности.
Базовая цена
50 000 руб.
160
Подносик
Россия, 1908–1917 гг.
Серебро; литье, гравировка
14,5х11,5 см. Вес 75,1 г
Клейма: Рижского (?) окружного пробирного управления; именник мастера W.H. в ромбовидном щитке; клеймо в виде месяца и трех звезд
Подносик в форме пятиугольника с круглым углублением и плоской круглой ручкой. На бортиках в пяти углах повторяющийся декоративный мотив из лавровых венков с лентами; ручка также стилизована под венок с бантом и лентами.
Предположительно, поднос предназначался для обручальных колец. На ручке вензель JB
Базовая цена
35 000 руб.
161
Ковш
Россия, Москва, 1908–1917 гг.
«11-я Московская артель»
Серебро, частичная позолота; полихромные расписные эмали по скани
Длина 16,5 см, высота 8,5 см
Вес 220,0 г
Клейма: Московского окружного пробирного управления; именник мастерской 11А; французское ввозное клеймо в виде лебедя
Ковш исполнен на высоком художественном и техническом уровне. Разбивка узора под эмаль сделана тонкой сканью. Изысканный цветочный орнамент дополнен геометрическими вставками. Особое внимание уделено эмалевому декору с живописной разделкой всех, даже самых мелких деталей. Каждый лепесток, завиток, треугольник имеет тонкие многоцветные колористические разбивки поверх основного фона. Общая цветовая гамма приглушенная, с преобладанием холодных оттенков, характерных для эпохи модерн.
В прекрасной сохранности.
Базовая цена
500 000 руб.
162
Чернильница
Россия, Санкт-Петербург, 1899–1908 гг.
Фирма «Фаберже». Мастерская Ю.А. Раппопорта
Хрусталь, серебро, частичная позолота; резьба по стеклу, литье, чеканка
Высота 20,0 см
Клейма: Санкт-Петербургского пробирного отделения с цифровым обозначением пробы «84»; цифровое обозначение пробы «88»; именник фирмы ФАБЕРЖЕ под знаком придворного поставщика; именник мастера I.P.; инвентарный номер 5681 перечеркнут
Юлий Александрович Раппопорт (1852–1917) – один из ведущих мастеров фирмы Фаберже. Уроженец Ковенской губернии, в начале 1890-х гг. принял лютеранство под именем Юлий Александр. Учился у золотых дел мастера Шефа в Берлине, с 1880 г. подмастерье в Санкт-Петербурге, с 1883 г. серебряных дел мастер, владелец мастерской (Екатерининский канал, 65 и Казначейская улица, 9). В 1910 г., отойдя от дел, Юлий Раппопорт передал трудовому коллективу свою мастерскую, переименованную в 1-ю серебряную артель.
В прекрасной сохранности.
Базовая цена
480 000 руб.
163
Графин для ликера
Западная Европа, начало XX в.
Хрусталь, серебро, частичная позолота; литье, резьба по стеклу, гравировка
Высота 23,5 см
Клейма: европейское клеймо; инвентарный номер 55316; ввозное российское клеймо для серебряных изделий 1908–1917 гг.
На носике, крышке и ручке дарственная гравировка: «IПризъ/ Кружок 1908 г./25 Апреля 1914 г.»
Базовая цена
20 000 руб.
Цена продажи
20 000 руб.
164
Ваза
Россия, 1908–1917 гг.
Хрусталь, серебро; литье, штамповка
17,5х17,5х9,0 см
Клейма: знак пробирного удостоверения; цифровое обозначение пробы «84»; именник мастера VK