Неизвестный художник «Портрет императрицы Екатерины II перед зеркалом», 1878 г.
Холст, масло; 49х35,5 см.
В левом нижнем углу: «E II», в правом нижнем углу: «1878»
Россия.
Портрет восходит к иконографии работы знаменитого датского живописца Вигилиуса Эриксена (1722–1782, в России с 1757–1772) «Екатерина II перед зеркалом» (1762, ГЭ). Известно, что императрице понравился портрет и художник создал еще несколько его уменьшенных вариантов (один из них находится в ГРМ). Этот иконографический тип пользовался особой популярностью и тиражировался, в том числе в гравюрах. Вероятно, представленная к аукциону работа была исполнена с гравированного оригинала, что объясняет изменения в характере композиции известного портрета. Подобная практика копирования была широко распространена в академической традиции XVIII−XIX вв.
Базовая цена
80 000 руб.
12
Неизвестный художник (Зайцев (?)) «В лесу осенью», конец XIX – начало XX вв.
Картон, масло; 36х18 см.
В правом нижнем углу подпись: «Зайцевъ» (имеет позднее происхождение).
Базовая цена
112 000 руб.
13
Архипов Абрам Ефимович (1862–1930) «Мальчик», 1880-е гг.
Холст, масло; 42x30 см
В левом нижнем углу подпись: «Архиповъ» (процарапана по сырому красочному слою)
Экспертиза НИНЭ им. П.М. Третьякова, эксперт: Геращенко И.В., Атрощенко О.Д.
Архипов А.Е. – известный русский художник, академик живописи. Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877–1883 и 1886–1888) под руководством В.Г. Перова, В.Д. Поленова, И.М. Прянишникова, А.К. Саврасова и В.Е. Маковского. Учился в Академии художеств (мастерская Б.П. Виллевальде, 1884–1885). Член Товарищества передвижников (c 1891). Один из основателей «Союза русских художников» (1904). Работы живописца представлены в крупнейших музейных (ГТГ, ГРМ и др.) и частных собраниях России. Портрет исполнен в передвижнической традиции и принадлежит к раннему периоду творчества художника. По способу нанесения подписи, характеру ее начертания, стилистическим особенностям работа имеет очевидные аналогии с портретом «Слепой старик» (1883) из собрания ГТГ. Художественный уровень исполнения портрета, время создания позволяют отнести его к ряду произведений музейного значения.
Базовая цена
450 000 руб.
14
Менк Владимир Карлович (1856−1920) «Пейзаж». Этюд, конец XIX в.
Картон, масло; 8х14,7 см
На обороте надпись: «В.К. Менк»
Экспертиза Национального художественного музея Украины,
эксперты: Литвинец Ю., Чамлай Н., Демидчук-Демчук И.
Менк В.К. – яркий представитель русской пейзажной живописи второй половины XIX в. Учился в Академии художеств (1878–1881), брал уроки у И.И. Шишкина, И.Н. Крамского. Член Товарищества передвижников. Экспонент выставок Общества поощрения художеств, Академии художеств и др. Представлял работы на выставках в Лондоне, Берлине, Венеции. Начиная с 1890-х гг. занимался преподавательской деятельностью в Киеве. Работы Менка имели успех на выставках и приобретались крупными коллекционерами, в том числе П.М. Третьяковым. Произведения художника находятся в музейных собраниях – в ГТГ, НХМ Украины и др. К аукциону представлены два пейзажных этюда живописца, экспонированные на выставке, посвященной творчеству В.К. Менка, в залах Национального художественного музея Украины в 1986 г.
Базовая цена
180 000 руб.
15
Менк Владимир Карлович (1856−1920) «Окраина». Этюд, конец XIX в.
Картон, масло; 7,9х14,8 см
На обороте надпись: «В.К. Менк»
Экспертиза Национального художественного музея Украины,
эксперты: Литвинец Ю., Чамлай Н., Демидчук-Демчук И.
Базовая цена
180 000 руб.
16
Ярошенко Николай Александрович (1846–1898) «Домбай». Этюд, 1894 г.
Холст на картоне, масло; 24,2х38,6 см
Справа внизу авторская надпись: «Домбай 20/VIII.94»
На обороте картона надпись орешковыми чернилами: «Милым дорогим/Марiи Ивановне и Александру/ГеоргiевичуВасильевымъ/на память отъ любящей/ихъ М.П. Ярошенко/1911 г. 1го октября/Кисловодскъ./ Этюд писанный на/ Тиберде Н.А. Ярошенко.» (Ил.1) (дарственная надпись выполнена женой художника Марией Павловной Ярошенко (1844 ?–1915), удостоверяет авторство Н.А. Ярошенко).
Экспертиза ГосНИИР, эксперт: Красилин М.М.
Ярошенко Н.А. – один из ярких представителей и идеологов Товарищества передвижников. Занимался в вечерних классах Рисовальной школы при Обществе поощрения художеств у И.Н. Крамского и в Академии художеств (1867–1873). Произведения мастера, экспонируемые на передвижных выставках, стали своего рода выражением духа времени, среди них знаменитые: «Заключенный», (1878, ГТГ), «Студент» (1881, ГТГ), «Курсистка» (1880, ГРМ). В 1885 г. художник приобрел имение в Кисловодске, лето и осень регулярно проводил на Кавказе. Ярошенко написал большую серию этюдов с видами кавказских пейзажей. Многие из них были показаны на Передвижной выставке (11-я ТПХВ, 1883-1884, №77ж) под общим названием «Путевые заметки из путешествия по Кавказу». Этюды, аналогичные работе, представленной к аукциону, хранятся сегодня в ГТГ и мемориальном музее-усадьбе Н.А Ярошенко в Кисловодске (Илл.1, Илл.2).
Базовая цена
670 000 руб.
17
Маковский Константин Егорович (1839–1915) «Женский портрет», конец XIX − начало XX вв.
Холст на картоне, масло; 53х43 см (овал)
Слева на фоне подпись: «С. Makowsky»
Картина происходит из коллекции семьи художника – от Ольги Маковской (1892–1953)
Экспертиза ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, эксперт: Игнатова Н.С.
К аукциону представлена работа одного из самых блестящих русских портретистов второй половины XIX в. – Константина Егоровича Маковского. Профессор живописи (с 1869), известный исторический живописец, жанрист получил первые художественные навыки у В.А. Тропинина. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851–1858) и в Академии художеств (1858–1863) у М.И. Скотти, А.Н. Мокрицкого, С.К. Зарянко. До 1858 г. жил в Москве, затем в Петербурге, с середины 1880-х гг., в основном, в Париже, где имел собственную мастерскую (с 1893). Участвовал в академических и Передвижных выставках, экспонент Санкт-Петербургского Общества художников, Общества русских акварелистов. Работы художника украшали многие всемирные выставки. Награжден орденом Почетного легиона (1889). Маковский считался одним из самых востребованных, модных и высокооплачиваемых мастеров своего времени. Среди покупателей и заказчиков его произведений были император Александр II, П.М. Третьяков, В.А. Морозов и многие другие. Беллетрист И.И. Ясинский (1850−1931) называл художника «…всеобщим любимцем, картины которого висели и висят в музеях, дворцах, в богатых … частных собраниях…».
Работы мастера экспонируются сегодня во многих музеях, в том числе в ГТГ и ГРМ, украшают крупные частные коллекции. В представленном «Женском портрете» переданы все характерные особенности живописной манеры мастера. Его портретную концепцию, хорошо знакомую как современникам К.Е. Маковского, так и ценителям искусства сегодня, отличает исключительная мягкость портретного образа, тонкий проникновенный взгляд модели. Выразительность живописной фактуры в сочетании с декоративностью цветового решения отражают рафинированность вкуса салонной живописи конца XIX – начала XX вв., воплощением которого стали работы К.Е. Маковского. «Женский портрет» органично дополняет серию портретных образов художника, находящихся в музейных коллекциях (Илл.1, Илл.2). Работа имеет музейное значение.
Базовая цена
3 000 000 руб.
18
Розен Карл (1864–1934) «Утро в зимнем лесу», конец XIX в.
Холст, масло; 136х109 см
Слева внизу подпись: «К.Rosen»
Экспертиза ГосНИИР, эксперт: Красилин М.М.
К. Розен − русский живописец латвийского происхождения. Учился у И.И. Шишкина и Ю.Ю. Клевера в Академии художеств. Принимал участие в академических выставках (1906–1918). С 1918 г. постоянно проживал в Латвии. Значительное влияние на формирование живописной манеры художника оказал его учитель Ю.Ю. Клевер, который в начале XX в. жил и работал в Риге, где имел собственный салон-мастерскую; между художниками продолжалась давняя дружба. Большая часть картин еще при жизни автора нашла своих ценителей в Дании, Швеции, Англии, Голландии, Франции, на родине – в Латвии, а также в России они украшали стены резиденций и респектабельных особняков. Эффектный зимний пейзаж, представленный к аукциону, исполнен в свободной живописной манере и передает особенности салонного пейзажа конца XIX в.
Базовая цена
1 225 000 руб.
19
Клевер Юлий Юльевич (1850–1924) «Хутор. Туман», 1906 г.
Холст, масло; 129,7x156,5 см
В правом нижнем углу подпись и дата: «J.v.Klever. 1906»
Экспертиза НИНЭ им. П.М. Третьякова, эксперты: Игнатова Н.С., Рустамова И.В.
Клевер Ю.Ю. – академик живописи, один из ярчайших представителей русского салонного пейзажа. Учился в Академии художеств у С.М. Воробьёва и М.К. Клодта (1868−1876). Уже в 1882 г. прошла первая персональная выставка художника. В 1881 г. получил звание профессора. В конце XIX – начале XX вв. жил в Германии. В Риге имел собственную мастерскую и многочисленных учеников. Произведения мастера еще при жизни находились в собрании Академии художеств, членов императорской фамилии и украшали лучшие частные картинные галереи. В настоящее время его работы представлены в ГТГ, ГРМ и во многих других музеях России и крупных частных художественных собраниях.
«Хутор. Туман» относится к зрелому периоду творчества мастера, когда в живописно-пластическом решении появляется большая свобода: художник начинает работать в жанре «больших этюдов», оставляя живописную фактуру как бы незавершенной. В отличие от многих других изобразительный мотив данного пейзажа не был широко тиражирован. В 1910 г. на своей юбилейной выставке художник наряду с известными сюжетами показал ряд работ, которых вывез из поездки по Германии. Последние были с восторгом встречены критикой. Представленная к аукциону картина − яркий образец творчества Ю.Ю. Клевера 1900-х годов, имеет музейное значение.
Базовая цена
2 500 000 руб.
Цена продажи
2 500 000 руб.
20
Сычков Федот Васильевич (1870–1958) «Зимний пейзаж с лошадью», 1903 г.
Холст, масло; 52,5х71,5 см
Справа внизу подпись и дата: «Ѳ. Сычковъ/ 1903г.»
Экспертное заключение НИНЭ им. П.М Третьякова, эксперт: Геращенко И.В.
Сычков Ф.В. принадлежит к числу значительных художников первой половины XX в. Работал преимущественно как жанрист и пейзажист. Учился в Академии художеств у Н.Д. Кузнецова, П.О. Ковалевского, брал уроки у И.Е. Репина (1895–1900). Принимал участие в выставках Общества поощрения художеств, Общества русских акварелистов, Санкт-Петербургского общества художников, Товарищества передвижников, Весенних выставках в залах Академии художеств. Неоднократно участвовал в международных выставках, получая награды и премии (1911 г. – в Риме, 1917 г. – в Сент-Луисе). Произведения Сычкова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГТГ, а также украшают значительные частные коллекции.
Изобразительный мотив представленного пейзажа – редкий пример для работ Сычкова, относится к раннему периоду творчества. Художник органично вписывает жанровую сцену в пейзаж, акцентируя внимание на передаче тонких эффектов освещения. Живописно-пластическое решение отражает особенности художественного почерка, который развивался в более поздних пейзажах и жанровых портретах, принесших особую известность мастеру. Работа имеет несомненное коллекционное значение.