Клейма: сдвоенное городское Санкт-Петербурга и цифровое обозначение пробы «84»; пробирное с инициалами пробирера Александра Франца Фан-дер-Флита А•Ф и обозначением года 1881; именник фирмы ГРАЧЕВЪ; именник мастера J.O
Экспертиза ГИМ (Н.Г. Троепольская)
Самовар «банка» серебряный, внутри позолоченный, с двумя ручками с костяными прокладками в виде резных балясин. Круг литой, ажурный. Конфорка и шейка с таким же просечным орнаментом. Ветка ажурная, декорирована костяными пластинками. Крышка и заглушка гладкие, полированные, с костяными прокладками. На тулове самовара резная монограмма «MU» под дворянской короной.
Самовар изготовлен Иоганном Фердинандом Ольсониусом (1823–1888), серебряного дела мастером, сотрудничавшим с фирмой Грачева. Эта крупная российская ювелирная фирма была основана Грачевым Гавриилом Петровичем в 1866 г. После смерти основателя (1873) дело продолжили его сыновья. Фирма получила широкую известность своими изделиями из серебра и золота в стиле историзм и особенно предметов в русском стиле. На Парижской Всемирной выставке в 1889 и 1900-м гг. изделия фирмы были отмечены золотыми медалями. В 1902 г. братья Грачевы получили звание поставщиков Императорского Двора.
Самовар представляет историко-бытовой и антикварный интерес.
Базовая цена
2 940 000 руб.
132
Сухарница
Западная Европа. Последняя четверть ХIХ в.
Серебро; литье, штамп, резьба, золочение
75,0х22,0 см. Высота 9,5 см
Вес 581,8 г
Клейма: российское таможенное П•Т для привозных товаров последней четверти ХIХ в., и цифровое обозначение пробы «84»; с изображением медведя в ромбовидном щитке; современные переапробации
Сухарница овальной формы, на невысоком стояне и овальном основании, с двумя литыми ручками, внутри золоченая, выполнена в стиле неоклассицизма, с использованием узора лаврового венка, листьев аканта и резной розетки с расходящимися лучами.
Клейма: сдвоенное городское Москвы и цифровое обозначение пробы «84»; именник фирмы К.ФАБЕРЖЕ со знаком придворного поставщика; именник К.Ф; инвентарный номер 6802
На крышке в центре – гравированная монограмма ГНС
Большая бисквитница из бесцветного стекла имеет форму сплющенного шара; с тонким серебряным венцом и крышкой. Декоративный эффект построен на контрасте между тонким стеклом, проработанным изогнутыми долами, расходящимися от центра дна, и массивной серебряной крышкой, украшенной растительным орнаментом в стиле рококо.
Базовая цена
500 000 руб.
134
Набор ликерный – кувшин с подносом и шесть чарок
Россия, Москва. 1899–1908 гг.
Фабрика В.С. Агафонова (?)
Серебро, позолота; эмаль по скани, чеканка, литье, канфарение
Высота кувшина 23,5 см, диаметр подноса 23,5 см, высота чарки 6,0 см
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84»; именник АВ
Вся поверхность подноса, за исключением центральной гладкой части, украшена пышным стилизованным растительным орнаментом с использованием полихромных эмалей ярких, насыщенных цветов. Форма кувшина стилизована под восточные образцы посуды данного вида: шарообразное тулово на невысоком основании, длинное узкое горлышко и небольшой носик – слив, крышка кувшина – съемная. Вся поверхность изделия декорирована орнаментом, аналогичным орнаменту на подносе. Форма чарки повторяет форму древнерусских сосудов – братин; оригинальность изделию придает замысловатая ручка в виде фантастической птицы.
Футляр деревянный, внутри обит красной тканью. Две боковые ручки, замок и пластина – металлические. На пластине вырезаны инициалы «СМ».
Набор в полной комплектности и прекрасной сохранности, с минимальными следами бытования.
Базовая цена
4 500 000 руб.
Цена продажи
7 000 000 руб.
135
Молочник
Россия, Москва. 1894 г.
Мастерская Н.В. Алексеева
Серебро, позолота; эмаль по скани, канфарение
Высота 9,2 см. Вес 213,4 г
Клейма: городское Москвы; цифровое обозначение пробы «88»; пробирное с инициалами пробирера Л•О и годом 1894; именник мастера НА
Молочник в форме маленького изящного кувшина украшен эмалевым растительным узором по золотому канфаренному фону. Пояски голубого жемчужника делят тулово на несколько ярусов, каждый из которых покрыт сканным орнаментом, напоминающим восточные ткани и ковры.
Алексеев Николай Васильевич – серебряного дела мастер и владелец мастерской, известной в 1885–1900-е гг. Его серебряные изделия с эмалью были отмечены на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896). Произведения мастера представлены в коллекции ГИМ.
В прекрасной сохранности.
Базовая цена
160 000 руб.
136
Рюмка
Россия, Москва. 1908–1917 гг.
Фабрика Д.Н. Николаева
Серебро; литье, эмаль по скани, золочение
Высота 8,5 см. Вес 39,7 г
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84»; знак удостоверения; именник мастера ДН
Изящная рюмка, украшенная полихромными эмалями по золоченому канфаренному фону, исполнена мастерами Дмитрия Николаевича Николаева, владельца фабрики серебряных изделий в Москве. Изделия фабрики представлены в коллекциях музеев и частных собраниях.
Базовая цена
55 000 руб.
137
Чарка
Россия, Москва. Последняя четверть ХIХ в.
Серебро; литье, эмаль по скани, золочение
Высота 4,0 см. Вес 46,1 г
Клейма: сдвоенное городское Москвы и цифровое обозначение пробы «84» для изделий из серебра последней четверти ХIХ в.; именник мастера ИГТ в прямоугольном щитке; таможенные пробирные клейма
Базовая цена
70 000 руб.
138
Чайная пара
Россия, Москва. 1899–1908 гг.
Фабрика В.И. Иванова
Серебро; литье, резьба, золочение
Диаметр чашки 6,1 см, диаметр блюдца 11,1 см
Высота чашки 7,5 см. Вес чашки 86,7 г
Вес блюдца 60,4 г
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84» и инициалами управляющего округа Ивана Лебедкина; знак удостоверения с инициалами управляющего округом; именник мастера ВИ
Чайная пара – образец серебряной посуды, выпускаемой в последней трети ХIХ в. на фабрике Василия Ивановича Иванова, основанной в 1870 г. Изделия представлены в коллекции ГИМ.
Базовая цена
25 000 руб.
139
Подстаканник
Россия, Москва. 1908–1917 гг.
Фабрика И.Д. Салтыкова
Серебро; литье, гравировка, золочение
Диаметр 6,7 см. Высота 10,5 см
Вес 98,4 г
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84»; знак удостоверения; именник фабрики И.С.
Серебряный подстаканник цилиндрической формы, с резным фигурным краем, фигурной ручкой в виде завитка аканта, на круглом основании, украшен гравированной композицией с одной стороны. На обороте надпись: «Любимому мужу».
Подстаканник выполнен мастерами Салтыкова Ивана Дмитриевича, владельца фабрики, основанной в 1884 г. Фабрика выпускала серебряные изделия с эмалью, посуду и различные мелкие предметы из серебра. Работы представлены в собрании ГИМ.
Клейма: знак удостоверения Московского окружного пробирного управления; цифровое обозначение пробы «84»; именник фабрики О.КУРЛЮКОВЪ
Гравировка на ручках: монограмма ВМЛ; ХХV
Массивная хрустальная ваза выполнена в стиле модерн, отличается оригинальной формой тулова и серебряных ручек. Тулово из граненого хрусталя, декорировано сложной и богатой по рисунку «алмазной гранью». Необычный декоративный эффект создает сочетание матового патинированного серебра и радужных отблесков света, преломленного в хрустале.
Орест Федорович Курлюков (1845–1916?) – владелец крупной фабрики по производству серебряных изделий, известной с 1884 по 1917 гг.; купец 2-й гильдии, выборный московского купеческого сословия, депутат по надзору за производством изделий из золота и серебра, член Московского коммерческого суда. Курлюков сотрудничал с фирмами Ф.И. Рюкерта и К. Фаберже; принимал участие в международных выставках. В 1895 г. изделия фирмы были награждены медалью Министерства Финансов «За трудолюбие и искусство».