Клейма: городское Риги; цифровое обозначение пробы «84»; пробирное с инициалами Л•S, принадлежащими Зуку Лудвигу Христиану, пробирному мастеру в 1856–1884 гг., и годом 1857; именник мастера GENNOEHR
В ХVIII в. небольшие подносные табакерки являлись распространенным предметом обихода, памятным подарком, объектом коллекционирования или символическим посланием с именем адресата.
На дне гравированная надпись: «Zum Andenlirn von F.H. u R.J. 1858.», на крышке монограмма (неразборчиво).
Базовая цена
20 000 руб.
126
Тарелка серебряная
Россия, Санкт-Петербург. 1880 г.
Серебро; литье, чеканка, гравировка
Диаметр 23,0 см
Вес 339,2 г
Клейма: городское Санкт-Петербурга с цифровым обозначением пробы «84», инициалами пробирера ИЕ и годом 1880; именник мастера И.И.Н
Оригинальный образец столовой посуды в русском стиле: поверхность борта и стенок тарелки имитирует фактуру березового лыка. Предмет демонстрирует великолепное мастерство русского ювелира в использовании различных техник чеканки, гравировки и особых приемов канфарения, при помощи которых достигнута полная иллюзия плетения из лыка.
Базовая цена
34 000 руб.
127
Кошелек серебряный
Россия. Вторая половина ХIХ в.
Серебро; литье, резьба, канфарение
5,8х6,3х2,5 см. Вес 75,3 г
Серебряный кошелек в неорусском стиле, оригинальной формы. Состоит из двух половинок, соединенных шарниром, с замком в виде гвоздика. Крышки украшены рельефными композициями, имитирующими конскую подкову (гвоздевые дорожки, прямоугольные заклепки, отворот). На боковых поверхностях по канфаренному фону выполнена резная надпись буквами, стилизованными под древнерусскую вязь: «НИКТО НЕ ВЕСТЬ ЧТО ВЪ КОТОМОЧЬКЕ ЕСТЬ А ИЗВЕСТНО ТОМУ КТО КЛАДЕТЪ ВЪ КОТОМУ». Декор кошелька характерен для 1850–1870-х гг., когда мастера для придания своим изделиям национального колорита помещали на них русские пословицы и поговорки, тематически связанные с назначением предмета.
Клейма: городское Москвы; пробирное с инициалами пробирера В•С и годом 1873; цифровое обозначение пробы «84»; именник фирмы П•ОВЧИННИКОВЪ со знаком придворного поставщика; именник фирмы ПО
Кружка-жбан с крышкой на шарнире, на невысоком круглом основании. Выполнена в русском стиле, с применением различных техник чеканки, создающих яркий художественный эффект. Тулово украшено жанровой композицией со сценкой из крестьянской жизни. На фоне сельского пейзажа изображен воз соломы, запряженный понурой лошадью, и семья крестьянина, возвращающаяся с сенокоса. На основании чеканен стилизованный растительный орнамент. Крышка немного выпуклая, с декоративным орнаментом в виде плетенки и цветов. Отвал в виде завитка. Ручка массивная, сложной формы. На гладком венце тулова выгравирована надпись: «На память нашему товарищу Эстерлюнд в день рождения 19-го Мая 1930 г. от Шведских товарищей по работе в S.K.F. Москва.». Аналогичная кружка хранится в собрании ГИМ.
«SKF» («Свенска Куллагерфабрикен») – шведская машиностроительная компания, основанная в 1907 г. шведским инженером и изобретателем Свеном Вингквистом. В 1914 г. филиал предприятия был открыт в России. В 1916 г. «SKF» построила в Москве первый в России подшипниковый завод: на окраине Замоскворечья на базе механического завода Шведского торгового дома «Шварцкопф, Дзирнс и Кольнас» Эммануилом Нобелем было организовано акционерное общество «Шарикоподшипник СКФ», с которого началось производство подшипников в России. В 1917 г. завод был национализирован.
Базовая цена
600 000 руб.
129
Ковш
Россия, Москва. 1874 г.
Фирма «И. Хлебников»
Серебро, полудрагоценные камни, стекло; литье, эмаль по скани, золочение, канфарение
Длина 16,0 см. Высота 7,3 см
Вес 224,7 г
Клейма: городское Москвы; пробирное с инициалами пробирера Виктора Савинкова В•С и годом 1874; цифровое обозначение пробы «88»; именник фирмы ХЛЕБНИКОВЪ
1870-е гг. в русском ювелирном искусстве стали «периодом всецелого обращения к национальному прошлому». Появились серебряные изделия, блестяще имитирующие берестяные лукошки, холщовые мешочки, деревянные крестьянские солоницы. «Оригинальный русский стиль» пользовался огромной популярностью как в России, так и за ее пределами. Лучшими в этом стиле признавали изделия фирмы Ивана Хлебникова. Впервые имя прославленного русского ювелира и придворного поставщика Хлебникова прозвучало на Всемирной выставке в Вене в 1873 г., когда витрина его произведений заслужила две медали за «разработку стиля родной старины».
Внутренние стенки ковша и ручка украшены многоцветным стилизованным растительным орнаментом по скани. Особый «национальный» колорит придают ковшу цветные каменные и стеклянные вставки, традиционный прием для русского ювелирного искусства. По стилистике предмет близок к прибору для вина 1873 г. в собрании ГИМ, который также относится к раннему периоду творчества мастера.
Базовая цена
300 000 руб.
130
Вазочка
Россия, Санкт-Петербург. Последняя четверть ХIХ в.
Клейма: сдвоенное городское Санкт-Петербурга и цифровое обозначение пробы «88»; именник ПЕТРОВЪ
Вазочка в виде небольшой и неглубокой чаши на фигурном стояне с круглым основанием. На этом небольшом, но изящном предмете применены сразу три эмальерных техники, в том числе очень трудоемкая и сложная техника витражной эмали в сочетании с эмалью по скани и выемчатой эмалью.
Ведущие ювелирные фирмы России последней трети ХIХ в. выпускали изделия, украшенные витражной эмалью. Изящные и хрупкие, они использовались только как дорогие подарки.
Базовая цена
150 000 руб.
131
Самовар
Россия, Санкт-Петербург. 1881 г.
Фирма «Братья Грачевы». Мастер Иоганн Фердинанд Ольсониус
Клейма: сдвоенное городское Санкт-Петербурга и цифровое обозначение пробы «84»; пробирное с инициалами пробирера Александра Франца Фан-дер-Флита А•Ф и обозначением года 1881; именник фирмы ГРАЧЕВЪ; именник мастера J.O
Экспертиза ГИМ (Н.Г. Троепольская)
Самовар «банка» серебряный, внутри позолоченный, с двумя ручками с костяными прокладками в виде резных балясин. Круг литой, ажурный. Конфорка и шейка с таким же просечным орнаментом. Ветка ажурная, декорирована костяными пластинками. Крышка и заглушка гладкие, полированные, с костяными прокладками. На тулове самовара резная монограмма «MU» под дворянской короной.
Самовар изготовлен Иоганном Фердинандом Ольсониусом (1823–1888), серебряного дела мастером, сотрудничавшим с фирмой Грачева. Эта крупная российская ювелирная фирма была основана Грачевым Гавриилом Петровичем в 1866 г. После смерти основателя (1873) дело продолжили его сыновья. Фирма получила широкую известность своими изделиями из серебра и золота в стиле историзм и особенно предметов в русском стиле. На Парижской Всемирной выставке в 1889 и 1900-м гг. изделия фирмы были отмечены золотыми медалями. В 1902 г. братья Грачевы получили звание поставщиков Императорского Двора.
Самовар представляет историко-бытовой и антикварный интерес.
Базовая цена
2 940 000 руб.
132
Сухарница
Западная Европа. Последняя четверть ХIХ в.
Серебро; литье, штамп, резьба, золочение
75,0х22,0 см. Высота 9,5 см
Вес 581,8 г
Клейма: российское таможенное П•Т для привозных товаров последней четверти ХIХ в., и цифровое обозначение пробы «84»; с изображением медведя в ромбовидном щитке; современные переапробации
Сухарница овальной формы, на невысоком стояне и овальном основании, с двумя литыми ручками, внутри золоченая, выполнена в стиле неоклассицизма, с использованием узора лаврового венка, листьев аканта и резной розетки с расходящимися лучами.
Клейма: сдвоенное городское Москвы и цифровое обозначение пробы «84»; именник фирмы К.ФАБЕРЖЕ со знаком придворного поставщика; именник К.Ф; инвентарный номер 6802
На крышке в центре – гравированная монограмма ГНС
Большая бисквитница из бесцветного стекла имеет форму сплющенного шара; с тонким серебряным венцом и крышкой. Декоративный эффект построен на контрасте между тонким стеклом, проработанным изогнутыми долами, расходящимися от центра дна, и массивной серебряной крышкой, украшенной растительным орнаментом в стиле рококо.
Базовая цена
500 000 руб.
134
Набор ликерный – кувшин с подносом и шесть чарок
Россия, Москва. 1899–1908 гг.
Фабрика В.С. Агафонова (?)
Серебро, позолота; эмаль по скани, чеканка, литье, канфарение
Высота кувшина 23,5 см, диаметр подноса 23,5 см, высота чарки 6,0 см
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84»; именник АВ
Вся поверхность подноса, за исключением центральной гладкой части, украшена пышным стилизованным растительным орнаментом с использованием полихромных эмалей ярких, насыщенных цветов. Форма кувшина стилизована под восточные образцы посуды данного вида: шарообразное тулово на невысоком основании, длинное узкое горлышко и небольшой носик – слив, крышка кувшина – съемная. Вся поверхность изделия декорирована орнаментом, аналогичным орнаменту на подносе. Форма чарки повторяет форму древнерусских сосудов – братин; оригинальность изделию придает замысловатая ручка в виде фантастической птицы.
Футляр деревянный, внутри обит красной тканью. Две боковые ручки, замок и пластина – металлические. На пластине вырезаны инициалы «СМ».
Набор в полной комплектности и прекрасной сохранности, с минимальными следами бытования.