Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
 
 

Аукцион №4 - Декоративно-прикладное искусство

Opus 4
Раздел
Страницы:  Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10  Вперед
Изображение № лота Описание Цена
Икона «Святитель Николай Чудотворец» в серебряном окладе 185

Икона «Святитель Николай Чудотворец» в серебряном окладе

Россия. Икона – вторая половина ХIХ в.

Оклад – Москва, 1888 г. Мастерская И.И. Футикина

Дерево, темпера, позолота, серебро, бархат; чеканка, гравировка, вальцовка

27,0х31,5 см

Клейма: городское Москвы; пробирное с инициалами пробирера В•С и годом 1888; цифровое обозначение пробы «84»; именник мастера И.Ф

Традиционный моленный образ святителя Николая. По сторонам изображены Спас Вседержитель и Богоматерь в круглых медальонах. Личное письмо с тонкой, деликатной моделировкой, выполнено в теплых охристых тонах, с легкой подрумянкой и зелеными тенями.

Серебряный оклад создан в мастерской Ивана Ивановича Футикина, серебряного дела мастера, владельца собственного производства, работавшего в Москве с 1860-х гг. Произведения мастерской представлены в коллекции ГИМ. Оклад богато орнаментирован; рама, фон, венец и крестчатые ризы прочеканены и частично позолочены. Оборотная сторона обтянута бархатом.

Базовая цена
100 000 руб.
 
Икона «Успение» в серебряной раме 186

Икона «Успение» в серебряной раме

Россия. Середина ХIХ в.

Дерево, масло, серебро; штамповка

35,5х30,5 см

Развернутая иконография «Облачного Успения». Художественное решение образа, принципы композиционного построения найдены под влиянием западноевропейской живописи эпохи барокко. Лишь некоторые изобразительные мотивы здесь созвучны традиционному иконописному представлению данного сюжета. Композиция иконы многоплановая. Сцена Успения представлена на переднем плане, на фоне архитектурных кулис, символизирующих Сионскую горницу в Иерусалиме, где произошло знаменательное событие. Кулисы фланкированы двумя арочными проемами, в которых изображены два сюжета из земной жизни Богоматери. На условной плоскости стены представлены несколько разновременных композиций в окружении ангелов и херувимов: Вознесение и Коронование Богоматери, апостолы, летящие на облаках к месту смерти Богоматери.

Базовая цена
167 000 руб.
 
Икона «Троица Ветхозаветная» в серебряном окладе 187

Икона «Троица Ветхозаветная» в серебряном окладе

Россия. Вторая половина ХIХ в.

Оклад – Москва, 1899–1908 гг.

Дерево, масло, позолота, бархат, серебро; чеканка, эмаль по скани, монтировка

31,5х26,5 см

Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84» и инициалами управляющего округом Ивана Лебедкина; именник мастера И.Е.

Иконографический извод краткий, без повествовательных деталей. Композиция лаконична и выразительна. Святая Троица изображена на основе текста Ветхого Завета о явлении праотцу Аврааму Триипостасного Бога в лике трех ангелов. Ангелы изображены сидящими за столом с трапезой и благословляющими ее. Трапеза ангелов символизирует будущую крестную жертву Христа. В целом икона написана в стилистике Оружейной палаты, но в «живоподобии» ангелов заметно стремление художника к большему реализму образа.

Серебряный оклад иконы, богато украшенный чеканными орнаментами и эмалевыми вставками, представляет собой яркий образец русского ювелирного искусства рубежа ХIХ–ХХ вв.

Базовая цена
1 335 000 руб.
 
Икона «Воскресение Христово» («Сошествие во ад») 188

Икона «Воскресение Христово» («Сошествие во ад»)

Россия. Вторая половина ХIХ в.

Дерево, темпера, позолота

34,0х29,5 см

Древний иконографический извод, трактующий событие как Сошествие Христа во ад, выражает сакральный смысл Воскресения – освобождение людей от уз тления и смерти. Христос попирает разрушенные врата ада и выводит к свету Адама и Еву. Вокруг Христа изображены ветхозаветные цари, Иоанн Предтеча, пророки и праведники.

Стилистика иконы также восходит к древним образцам. Композиционное построение крупных, приближенных к переднему краю, фигур; лещадка на заднем плане; стилизованная разделка складок одежды; многослойное охрение ликов с яркими белильными «оживками»; большие цветовые плоскости; обилие кракелюра и осыпание красочного слоя, – все эти художественные приемы создают образ намеренно архаичный, но, вместе с тем, новаторский для ХIХ столетия.

Базовая цена
335 000 руб.
 
Икона «Никола Зарайский в житии» 189

Икона «Никола Зарайский в житии»

Россия. Вторая половина ХIХ в.

Дерево, темпера, позолота

36,0х29,5 см

Образ святителя Николая Чудотворца в иконографии «Никола Зарайский». Святитель изображен в полный рост в парадном облачении епископа, с широко разведенными руками: правой он благословляет, а в левой держит Евангелие. Древняя прославленная икона с изображением Николы в рост, по преданию, принесена в 1225 г. из Корсуни (Херсонеса) в город Зарайск, входивший в Рязанское княжество. На Руси этот образ считался наделенным особой охранительной силой.

В верхней части средника в облачных сегментах помещены полуфигуры Христа с Евангелием и Богоматери с омофором в руках. Вокруг центрального изображения располагаются в хронологическом порядке эпизоды из жития святого.

Базовая цена
335 000 руб.
 
Икона «Триипостасное Божество» 190

Икона «Триипостасное Божество»

Россия. Вторая половина ХIХ в.

Дерево, темпера, позолота

31,0х26,0 см

В ХIХ столетии в ответ на проникновение чуждых православию принципов западного религиозного искусства русское старообрядчество избрало ориентиром дальнейшего развития иконописи памятники духовной культуры XVI–XVII вв. Обращение к древнему наследию не остановило творческих поисков. Появились новые иконографии и изводы: «Триипостасное Божество», «Богоматерь Огневидная», «Никола Отвратный» и др. Неканонический образ Новозаветной Троицы иллюстрирует стихеру восьмого гласа, звучащую на Великой вечерне Пятидесятницы: «Приидите, людие, трисоставному Божеству поклонимся...» (творение византийского императора Льва VI). Иконография связана с осмыслением литургии, с идеей заступничества и спасения и с чрезвычайно важными для старообрядцев эсхатологическими настроениями и представлениями об участи грешников и праведников.

Базовая цена
335 000 руб.
 
Икона «Спас Вседержитель» 191

Икона «Спас Вседержитель»

Россия. 1890-е гг.

Дерево, масло, позолота; резьба по левкасу

31,0х35,5 см

Золотофонные иконы пользовались большой популярностью во второй половине ХIХ в. Фон, покрытый сусальным золотом, воспринимался не только как яркий декоративный элемент, но как воплощение светозарного Горнего мира; некое противопоставление абстрактной плоскостности среды, которая окружает святого, реализму светской живописи. Для украшения золотофонных икон часто использовали дополнительный художественный эффект – резьбу или гравировку по левкасу. Рельефный орнамент, стилизованный под древнерусские миниатюры и монументальные росписи, в ХIХ столетии вошел в арсенал декоративных мотивов русского стиля и был призван показать красоту традиционного русского узорочья.

Базовая цена
110 000 руб.
 
Икона «Святая равноапостольная княгиня Ольга и святой преподобный Онуфрий Великий» 192

Икона «Святая равноапостольная княгиня Ольга и святой преподобный Онуфрий Великий»

Россия, Санкт-Петербург. Вторая половина ХIХ в.

Мастерская Пешехоновых

Дерево, масло, позолота; гравировка по левкасу

26,8х21,0 см

Онуфрий Великий – раннехристианский святой, отшельник, подвизавшийся в Фиваидской пустыне в Египте. Его особо почитали русские царицы; в XVII столетии в своей домовой церкви великомученицы Екатерины они устроили придел прп. Онуфрия и молились ему о помощи в трудных родах и при детских болезнях. Княгиня Ольга – одна из самых чтимых святых на Руси. Она первая из русских правителей начала исповедовать христианство; в ХIХ в., на волне обращения к национальному прошлому, почитание святой еще более усилилось.

Стилистический анализ иконы позволяет атрибутировать ее как произведение ведущей иконописной мастерской Санкт-Петербурга, принадлежащей известной династии мастеров-иконописцев Пешехоновых. Мастерская существовала с 1820-х до конца 1880-х гг.; выполняла частные и государственные заказы. В 1856 г. указом Александра II звание иконописца Двора Его Императорского Величества с правом использования государственного герба на вывеске мастерской было пожаловано Василию Макаровичу Пешехонову. Согласно архивным данным, его мастерская исполнила более 30 иконостасов. В настоящее время значительное число иконописного наследия этой замечательной мастерской утрачено и является редкостью.

Пешехоновы создали особую иконописную манеру, в которой основные черты канонической иконописной традиции гармонично сочетаются с принципами академического искусства. Пешехоновские иконы были чрезвычайно популярны. Копирование и активное тиражирование икон мастерской сформировало целое направление в русской религиозной живописи – так называемый пешехоновский стиль.

Базовая цена
500 000 руб.
 
Икона «Успение Богоматери» 193

Икона «Успение Богоматери»

Россия. Вторая половина ХIХ в.

Дерево, смешанная техника, позолота

40,0х28,5 см

Краткий иконографический извод. Композиция восходит к памятникам древнерусской иконописи ХV–ХVI вв. Стилистика иконы представляет своеобразное сочетание древнего извода и художественных приемов академической живописи. Золоченый фон, сплошь покрытый гравированными узорами, орнаментальная рама и яркая колористическая гамма создают образ в высшей степени праздничный и нарядный. Представленная икона является списком с чудотворного образа, который находится в Киево-Печерской лавре.

Базовая цена
167 000 руб.
 
Икона «Святая Великомученица Варвара» 194

Икона «Святая Великомученица Варвара»

Россия. Вторая половина ХIХ в.

Дерево, темпера, позолота; резьба по левкасу

26,5х22,0 см

Святая Варвара – раннехристианская мученица, принадлежит к числу особо почитаемых святых жен в христианстве. Издавна святую чтут как покровительницу от внезапной смерти. Иконография образа сложилась в византийском искусстве к X в. Традиционно святая изображается в рост, в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце на голове, с крестом в правой руке. На Руси Св. Варвара чтилась особо, потому что с ХII в. ее нетленные мощи хранились в Киеве. В Москве в ХVI в. на средства богатых купцов Зарядья, почитавших святую Варвару как покровительницу торговли, был сооружен посадский храм, который стал одним из самых чтимых в городе.

Представленную икону отличает высокий художественный уровень, сложная и мастерски исполненная орнаментика, стилизованная в духе ХVII в.

Базовая цена
100 000 руб.
 
Страницы:  Назад  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10  Вперед
© Аукционный дом "Знакъ Арт", 2011