Удальцова Надежда Андреевна (1886–1961) «Городской пейзаж», вторая четверть XX в.
Картон, масло; 59,2х74,5 см
Справа внизу подпись и дата: «Удальцова/ 1929»
Экспертиза НИНЭ им. П.М. Третьякова, эксперт: Рыбакова Ю.В.
Творчество Н. Удальцовой – яркая страница в истории русского авангарда. Известный живописец, график, сценограф, автор портретов, натюрмортов, жанровых картин, кубофутуристических и беспредметных композиций, монументальных росписей. Училась в художественной школе К.Ф. Юона. Работала и училась в Париже, в Академии «Ла Палет» (1912–1913).Член объединений и участник выставок «Бубновый валет» (1914), «Трамвай В» (1915), «0,10» (1915–1916), «Магазин» (1916), «Мир искусства» (1921–1922), «Московские живописцы» (1925), ОМХ (1928), группы «13» (1931). Произведения Н.А. Удальцовой представлены в коллекциях ГТГ, ГРМ и многих других значительных музейных и частных собраниях, как в России, так и за рубежом.
Выставленная на аукцион работа принадлежит зрелому периоду творчества живописца. На картине обозначена дата: 1929 г. (частично утрачена). На этом этапе пейзаж − ведущий жанр в творчестве Удальцовой. Оставляя кубистические эксперименты, художник обращается к изучению натуры, еще опираясь на сезанновские принципы построения картины. Французские влияния, так отчетливо звучавшие в ранний период, в этой работе ощущаются лишь отдельными реминисценциями: в витиеватом абрисе деревьев, в колорите. Мотив пустынного городского пейзажа имеет множественные интерпретации в живописи авангарда 1920–1930-х гг. Эмоциональное содержание данной работы, с предчувствием грядущего одиночества самого автора (скорый арест и гибель мужа – художника А. Древина), передано не только в композиционном и колористическом решении, но и в характере живописной фактуры, в контрастах пастозных мазков и открытых контуров рисунка. Работа представляет коллекционный и музейный интерес.
Базовая цена
1 400 000 руб.
32
Лаков Николай Андреевич (1894–1970) «Рыбаки на Азове», 1923 г.
Фанера, масло; 46,5х70 см
Лаков Н.А. – живописец, график. Учился в студиях А.М. Родченко и Д.Н. Кардовского. Член творческого объединения «Бытие». 1920–1930-х гг. работал в области агитационного искусства. Произведения мастера находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГТГ и ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также в частных коллекциях.
Базовая цена
335 000 руб.
33
Клевер Юлий Юльевич (сын) (1882–1942) «Натюрморт с розами», первая треть XX в.
Дерево, масло; 40х24 см
Справа, вверху плохо читаемая подпись: «Ю. Кл…»
В правом нижнем углу: «Ю. Клеверъ» (имеет позднее происхождение)
Потомственный художник, сын и ученик известного художника, профессора Ю.Ю. Клевера. Учился в Академии изобразительного искусства в Мюнхене (1906– 1908). Принимал участие в художественных выставках Санкт-Петербургского Товарищества художников, Общества художников им. А. Куинджи и др. Провёл персональную выставку в Москве (1910). Данный лот представляет характерный пример творчества Клевера-младшего, получившего известность мастера декоративных натюрмортов.
Базовая цена
80 000 руб.
34
Вещилов Константин Александрович (1878–1945) «Вид на Капри», первая треть XX в.
Холст, масло; 60,5х80,5 см
Справа внизу подпись: «С. Westchiloff»
Экспертное заключение: Левина Т.М.
К. Вещилов – один из ярких представителей русской художественной эмиграции. Учился у И.Е. Репина. Окончил Академию художеств с золотой медалью (1904). Успешно начал экспонировать работы на выставках уже в студенческие годы (с 1902). Служил художником в Морском министерстве (с 1911). Выставлял картины на выставках Товарищества передвижников (1914–1918), Товарищества художников и Общества им. А. Куинджи. В 1928 г. эмигрировал в Париж, где экспонировал работы в нескольких галереях. В 1935 г. переехал в США, в Нью-Йорк. Персональные выставки художника были организованы в Чикаго (1937) и в галерее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Вещилов работал в разных жанрах живописи: историческом, портретном, писал бытовые сцены, занимался сценографией. На аукционе представлен пример его пейзажного творчества. В 1914 г. художник побывал в Италии, на острове Капри. В результате этой поездки на выставке в залах Академии художеств (1915) была представлена серия итальянских видов. Терраса, увитая цветами и залитая лучами южного солнца, − один из характерных мотивов итальянских работ живописца. Пейзажи Вещилова еще при жизни ценились публикой и критикой, приобретались в лучшие художественные собрания. По уровню исполнения представленная картина имеет музейное значение. Сегодня работы мастера хранятся во многих музеях, среди которых ГТГ и ГРМ, а также украшают частные коллекции в России и за ее пределами.
Базовая цена
1 400 000 руб.
35
Лапшин Георгий Александрович (1885–1951) «Довиль», 1923 г.
Холст, масло; 54х65 см
Слева внизу подпись: «G. Lapchine»
На обороте авторская подпись, надпись и дата: «G. Lapchine Deauville 1923»
Экспертное заключение: Левина Т.М., Михиенко Т.Н.
Г.А. Лапшин – художник-пейзажист, один из ярких представителей русской художественной эмиграции, мастер Парижской школы. Учился в Строгановском училище (начало 1900-х), в Париже обучался у Ф. Кормона и Ж. Лермитта (1906). Вернулся в Москву, стал учредителем и постоянным участником выставок общества «Свободное творчество» (1911–1917). Принимал участие в выставках Профсоюза художников-живописцев Москвы (1922), 47-й Передвижной выставке, 1-й Русской художественной выставке в Берлине и др. Жил в Париже (1924). Экспонировал работы в Салоне Независимых и выставках Общества Французских художников. Произведения живописца находятся в музеях, в том числе в ГТГ, а также в частных собраниях. «Довиль» выделяется из солнечных морских видов Лапшина с яркими многоцветными парусниками в центре композиции. Художник передает холодную дымку нормандского берега, встраивая в общий холодный колорит излюбленные контрасты теплых цветов − ярко-желтого и малиново-красного, что придает особую декоративность композиции.
Базовая цена
670 000 руб.
36
Лапшин Георгий Александрович (1885–1951) «Морской пейзаж с лодками», вторая четверть XX в.
Холст, масло; 38х61 см
Справа внизу: «G. Lapchine»
Экспертное заключение: Левина Т.М., Михиенко Т.Н.
Морские виды с парусными лодками – излюбленный мотив для живописных работ Г.А. Лапшина. Представленный пейзаж отличается лаконичностью цветового решения и особой выразительностью живописной фактуры, что характерно для зрелых работ художника.
Базовая цена
835 000 руб.
37
Павиль Илья Анатольевич (Эли-Анатоль) (1873–1948) «Городской пейзаж. У реки», 1930-е гг.
Холст, масло; 38х55 см
Справа внизу подпись: «Е. Pavil»
Экспертное заключение: Левина Т.М., Михиенко Т.Н.
И. Павиль – мастер русской эмиграции. Родился в Одессе, переехал в Париж (1898), принял французское гражданство. Учился у Э. Детайля. Экспонировал работы на Салоне Французских художников, Осеннем Салоне, Салоне Независимых. Персональные выставки прошли в галереях Пти, Бернхейма, Шарпантье (1906–1929). Кавалер ордена Почетного легиона. Данный лот представляет типичный образец пейзажного творчества Павиля, впитавшего влияния импрессионизма и постимпрессионизма.
Базовая цена
335 000 руб.
38
Альтман Александр (1885–1950) «Хризантемы», первая четверть XX в.
Холст, масло; 65х53,5 см
Слева внизу подпись: «А Аltmann» и дата (неразборчиво)
Экспертное заключение: Левина Т.М., Михиенко Т.Н.
А. Альтман – один из мастеров русской эмиграции, чье наследие вызывает сегодня интерес музеев и коллекционеров искусства. Родился в Одессе. Переехал в Вену (1905), затем в Париж. Учился в Академии Жюльена Р. у А.-Ф. Бугро и скульптора Ж.-М. Боше. Экспонировал работы на Осеннем Салоне, Салоне Независимых и Тюильри. Известен преимущественно как пейзажист, писавший виды Парижа и пригородов, Бискайского залива, Биаррица, альпийские пейзажи. Картины А. Альтмана хранятся в собрании музея Люксембурга, коллекциях государственных учреждений Франции. К аукциону представлен натюрморт художника, исполненный в характерной декоративной манере. Плоскость картины построена на интенсивном контрасте холодных светло- и темно-зеленых оттенков фона с яркими пурпурными, белыми и желтыми цветами. Крупные шары цветочных бутонов выписаны по-импрессионистически мелкими мазками. Картина представляет музейный интерес.
Базовая цена
1 070 000 руб.
39
Пожедаев Георгий Анатольевич (1897–1977) «Букет в черной вазе»
Холст, масло; 66х55 см
Слева внизу подпись: «Georges A de Pogédaїeff».
Экспертное заключение: Левина Т.М., Михиенко Т.Н.
Г.А. Пожедаев – художник русской эмиграции, живописец, график, сценограф. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина. Эмигрировал в Бухарест (1920), затем в Прагу и после − в Париж (1925). Много работал в театрах в Москве, Праге, Берлине, Вене и Париже. В 1937 г. оставил сценографию, писал пейзажи Парижа и Прованса, натюрморты, создавал графические портреты. Иллюстрировал произведения русской классики. Кавалер ордена Почетного легиона (1953). Работы художника находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в коллекции театрально-декорационного искусства Н.Д. Лобанова-Ростовского. Данный лот представляет прекрасный пример творчества Пожедаева в области натюрморта, выразительная живописная фактура сочетается с удачным колористическим решением, построенным на градациях розового фона и контрастах синих и белых цветов.
Базовая цена
670 000 руб.
Цена продажи
670 000 руб.
40
Ганзен Алексей Васильевич (1876–1937)
«Из Америки в Европу», вторая четверть XX в.
Холст, масло; 50,2х68,7 см
Слева внизу подпись: «A. Hanzen»
Экспертиза ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, эксперт: Игнатова Н.С.
Ганзен А.В. – внук и ученик И.К. Айвазовского. Художник-маринист, профессор, коллекционер, служил художником в Морском Министерстве России. Начав обучение в Петербургской Академии художеств, продолжил его в Академии изящных искусств в Берлине. С 1898 г. экспонировал работы на многих выставках в России и за рубежом − в Югославии, Румынии, Италии и Франции. Произведения художника представлены во многих российских музеях. Большая коллекция работ мастера осталась в странах Европы и Америки, где его картины приобретались для королевских дворцов Румынии, Югославии, Италии.
Представленный пейзаж исполнен в поздний период творчества живописца. Композиционное и живописно-пластическое решение работы отражают характерные особенности художественной манеры А. Ганзена того времени.