Клейма: фабрики А.Соколовъ Москва со знаком придворного поставщика – государственным гербом
Бронза, серебрение; литье
Размер чернильницы 16,5х38,0 см, высота 21,5 см
В комплект входят чернильница на подставке с высоким ажурным бортиком, пепельница, нож для разрезания бумаги, звонок, шкатулка, пресс-папье. Представленный прибор является редким примером работы известного мастера; изготовлен на фабрике бронзовых, золотых и серебряных изделий А.Н. Соколова. Заведение купца Соколова было одним из лучших предприятий московских бронзовщиков, его изделия не раз отмечались на российских выставках. Фабрика просуществовала с 1841 по 1917 гг.
Прибор выполнен в модном во второй полове XIX в. русском стиле. В хорошей сохранности и значительной комплектности. Крышки от чернильниц утрачены.
Базовая цена
400 000 руб.
83
Чернильница «Дровосек за обедом в лесу»
Россия, Кусинский чугунолитейный завод, начало XX в.
По модели 1889 г. скульптора Е.И. Напса
Чугун; литье, тонирование
Высота 12,5 см, длина 20,0 см
Клейма: кус.з в прямоугольном щитке, два раза повторен знак придворного поставщика -двуглавый орел под императорской короной
Сломана петля крышки чернильницы, в остальном хорошая сохранность.
Базовая цена
33 000 руб.
84
Ваза в стиле арт-деко
Западная Европа, первая половина XX в.
Стекло; выдувание в форму, резьба, шлифовка, полировка, матирование
Высота 28,5 см
Базовая цена
17 000 руб.
85
Чайная пара
Россия, Императорский фарфоровый завод, 1796-1801 гг.
Марка: на исподе дна чашки синяя подглазурная П под короной
Форма чайной пары классическая, восходящая к севрской форме «litron». Данная форма появилась на заводе в конце царствования Екатерины II. Декоративное оформление чашки и блюдца выполнено в стиле классицизм, соответствующем вкусам Павловской эпохи. Край чашки и бортик блюдца украшены легким арабесковым орнаментом по белому фону.
Изделия ИФЗ периода правления Павла I чрезвычайно редки на рынке. Само правление императора продолжалось около четырех лет, а уединенный приватный стиль жизни двора не создавал потребности в огромных сервизах, характерных для предыдущего царствования. Чайная пара в прекрасной сохранности крайне редка.
Базовая цена
150 000 руб.
86
Ваза в стиле испано-мавританской керамики
Россия, Императорский фарфоровый завод, 1825-1855 гг.
Фарфор; рельеф, роспись в технике «деколь», золочение
Высота 26,3 см
Марка: подглазурная кобальтом НIпод короной
Ваза декорирована рельефным позолоченным орнаментом. На тулове выполнены рисунки золотом: с одной стороны птица, сидящая на земле, с другой - ангел, держащий в руках якорь. Под рисунком подпись, комментирующая изображение: «ils’élévesoutenuparl’espoir» («он поднимается, поддержанный надеждой»). Изображения имеют символическое значение. Птица (кукушка), сидящая на земле - образ одолевающих загадок и духовных проблем. Изображение якоря, который держит в руках ангел - символ надежды. В целом символику росписи вазы можно прокомментировать так: «забудь о невзгодах, продолжи свой путь - опорой послужит надежда». На шее вазы цветочная композиция.
Ручки вазы рельефные, ажурные, по своей орнаментике восходящие к мавританским двуручным сосудам. Подобными предметами наполнялись новые интерьеры императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце, восстановленные после пожара 1837 г. и исполненные в подражание испано-мавританскому стилю XIV в.
Имеются повреждения при обжиге изделия – трещины в местах соединений ручек с туловом вазы, незначительная реставрация горла.
Базовая цена
135 000 руб.
87
Блюдо с декором «cailloute»
Россия, Императорский фарфоровый завод, 1840-1855 гг.
Марка: подглазурная синяя НI под короной, надглазурная надпись красным А9
Блюдо с декором «cailloute» (от фр. caillouter - «мостить камнем»). В центр блюда помещена цветочная композиция; по борту на кобальтовом фоне с характерным орнаментом в виде камушек расположены картуши с цветочными гирляндами на белом фоне. Борт украшен фестончатой золотой каймой. Декором «cailloute», созданным на севрской фарфоровой мануфактуре, был украшен сервиз, подаренный Людовиком XV датскому королю Кристиану VII в 1768 г. На ИФЗ подобный декор получил распространение в 1840-х гг. Предметы из аналогичного сервиза есть в собраниях ГМЗ «Павловск» и ГМЗ «Петергоф».
Превосходная сохранность, крупные предметы из этого сервиза встречаются редко.
Базовая цена
100 000 руб.
88
Фруктовница «Капустный лист»
Россия, Императорский фарфоровый завод, 1848-1853 гг.
Фруктовница входила в Банкетный сервиз, основной состав которого был выполнен на ИФЗ в 1848-1853 гг. Сервиз предназначался для использования в Большом Петергофском дворце. Образцом послужил севрский сервиз «Капустные листья» 1790 г.
Фруктовница декорирована изящной цветочной росписью. При создании Банкетного сервиза принимали участие ведущие художники завода: Егор Максимов, Алексей Красовский. Форма блюда напоминает выложенные по кругу капустные листья. Борт украшен фестончато-синей и золотой рифленой каймой.
Предмет в отличной сохранности, происходит из первоначальной части сервиза, который пополнялся в последующие годы.
Базовая цена
165 000 руб.
89
Пасхальное яйцо «Святая Евгения»
Россия, Императорский фарфоровый завод, середина XIX в.
Марка: у основания отверстия тесненный в массе знак НIпод короной, инициалы художника-миниатюриста А.К. (возможно Андрея Кирсанова)
На лицевой стороне - изображение Святой Евгении в монашеской одежде, на обороте – на золоченом фоне – звезда в сиянии лучей. В хорошей сохранности.
С изобретением Д. Виноградовым способа производства фарфора и основанием Императорского фарфорового завода в середине XVIII в. расписные пасхальные яйца сразу появились в ассортименте этого предприятия. Однако, широкое распространение изготовления яиц из фарфора получило только во время царствования Николая I. Расцвет живописной мастерской завода, переживаемый во второй четверти XIX в., привел к появлению росписей в виде сельских и городских пейзажей, христианских праздников и изображений святых. Большая часть изготавливаемых на ИФЗ пасхальных яиц украшалась цветочными или орнаментальными росписями. Как правило, количество украшенных миниатюрной сюжетной росписью яиц не превышало 50-100 штук в год. Цена же была значительной – от 25 до 75 руб., а в отдельных случаях и выше. Росписи выполнялись ведущими художниками завода и зачастую подписывались инициалами мастера. Почти все такие яйца поступали в распоряжение императора, императрицы и великих князей для использования ими «на раздачу» при христосовании с родственниками и ближайшими приближенными в пасхальные дни. Эти предметы изготавливались специально для пасхальных подарков императорской семьи и могли быть лично вручены или отправлены по почте очень ограниченному кругу лиц.
Базовая цена
280 000 руб.
Цена продажи
280 000 руб.
90
Спичечница
Россия, конец XIX в.
Завод М.С. Кузнецова в Риге
Марка: синяя надглазурная кобальтом под государственным гербом в фигурном щитке фабрика М.С. Кузнецова въ г. Ригъ
Фарфор; полихромная надглазурная роспись
Высота 9,3 см
Хорошая сохранность. Редкий пример фарфоровой пластики небольшой фабрики, основной продукцией которой была посуда.
Аналогичный предмет воспроизведен в книге «Частные фарфоровые заводы Российской империи 1756-1917». Санкт-Петербург, 2011, с. 447.
Марка: надглазурная, печатная завода в виде щита с двуглавым орлом под короной и ленты, аббревиатура J.H.V., надпись Made in Russia by Kornilow.Bros., надпись курсивом Bil 5/140
Тарелка с воспроизведением иллюстрации И.Я. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная» к изданию «Русские народные сказки», 1899 г.
Зеркало тарелки украшает композиция «Красный всадник», на которой воспроизведена подпись И.БИЛИБИНЪ. По борту идет орнамент из чередующихся деревьев и шестиугольников с изображением животных, птиц и рыб. Дизайн борта исполнен по проекту И.А. Гольнбека. На заводе братьев Корниловых была выпущена целая серия тарелок по эскизам И.Я. Билибина. Успех этой серии был столь значительным, что повлиял на сбыт продукции не только в России, но и за рубежом. Завод братьев Корниловых был, пожалуй, единственным российским предприятием по изготовлению фарфора, сумевшим наладить экспорт. С 1886 г. началась продажа изделий в США и Канаду. Успех предприятия стал следствием высочайшего качества и приемлемой цены, достигнутыми широким применением технологических новшеств. Несмотря на печатный способ нанесения декора, художникам фирмы удалось сохранить яркость и индивидуальность своей продукции. Для экспортных нужд была разработана специальная марка с надписями на английском языке.
Превосходная сохранность, предметы этой серии крайне редки.