Происходит из собрания Ю.Н. Солодкова. Подобные фигуры встречаются на антикварном рынке, однако сохранность данной делает ее уникальной: отсутствие реставрации фигуры, наличие родных ушат – емкостей для чернил и песка (аналогов которым нет в крупнейших музейных коллекциях) заметно выделяют ее из общего ряда.
Скульптура исполнена по модели С.С. Пименова (1784−1833). «Водоноска» − оригинальное и в то же время типичное произведение русского классицизма первой трети ХIХ в. Модель неоднократно повторялась на Императорском фарфоровом заводе. Она изготовлялась в фарфоре и бисквите, в двух вариантах формы и нескольких типах росписи; копировалась как русскими частными заводами Гарднера, Попова, братьев Козловых, так и западноевропейскими фарфоровыми заводами (например, Людвигсбург).
Фарфоровая ваза в форме фюзо. Центральная часть тулова с двух сторон украшена полихромными росписями; остальные поверхности позолочены. Ручки выполнены в виде крылатых дев.
Сюжет росписи – видовые пейзажи со стаффажными фигурами охотников и всадников – заимствован из печатной графики первой четверти ХIХ в., которая тиражировала образ романтических руин старинных замков. Подобный изобразительный мотив часто встречается в декоре изделий Императорского фарфорового завода и частных мануфактур. Живописные миниатюры исполнены на высоком художественном уровне, стиль росписи отличает строгая, графичная манера.
Представленная ваза – типичное произведение русского фарфора эпохи ампир. Стилистический анализ предмета позволяет предположить, что ваза исполнена на заводе купца Батенина в первой четверти ХIХ в.
Фарфоровая ваза в форме фюзо, украшена полихромными цветочными композициями и росписью золотом по белому фону; остальные поверхности позолочены. Ручки фигурной формы.
Декоративное оформление предмета позволяет предположить, что он исполнен на одной из фарфоровых фабрик, расположенных в районе Гжели. Цветочный декор вазы, использованный в росписи и в лепных ручках, несет в себе черты «фирменного» гжельского стиля. Букеты из садовых цветов: пионов, виол, календул, астр − написаны широкими мазками, обобщенно и при этом сочными, яркими красками, что делает роспись декоративной и выразительной. Расположенный в центральной части тулова вензель, вероятно, свидетельствует о заказном характере вазы.
Фарфоровый кофейник вытянутой формы, напоминающей амфору, на небольшом круглом основании. Горло, фигурные ручки и носик позолочены. Тулово украшено растительной гирляндой, написанной золотом и полихромными красками по белому фону.
В 1810-е гг. в изделиях завода А.Г. Попова, а затем и других, появились оригинальные предметы чайной посуды, ручки и носики которых были выполнены в виде птиц, крыльев и птичьих голов. Русские мастера заимствовали подобные приемы декоративного оформления «крылатого фарфора» в искусстве Франции конца ХVIII – начала ХIХ вв. Однако в России этот мотив получил свою дальнейшую разработку и необыкновенно широкое распространение, став чертой национального стиля в русском фарфоре частных заводов.
Высота с крышкой 34,0 см. Диаметр основания 18,5 см
Марка: подглазурная кобальтом в виде щита с двумя поперечными полосами
Венская фарфоровая мануфактура основана Клаудиусом дю Пакье в 1718 г., почти сразу после Мейсена; в 1744 перешла в собственность императрицы Марии-Терезии и вскоре стала одним из самых крупных предприятий по производству фарфора в Европе; закрыта в 1869 г. Представленная ваза отличается выдающимся декором на основе подглазурного кобальтового крытья полихромными живописными миниатюрами в медальонах, золочеными растительными гирляндами в сочетании с рельефным орнаментом.
На лицевой стороне изображен Казанский собор в Петербурге. Живописная миниатюра обрамлена золоченой каймой с лавровой гирляндой, выполненной цировкой. Оборотная сторона позолочена, в центре – пятиконечная звезда в сиянии, заключенная в медальон с орнаментальным фризом.
Источником для создания росписи послужила гравюра С.Ф. Галактионова по рисунку П.П. Свиньина из альбома «Достопамятности Санктпетербурга и его окрестностей (СПб., 1816, лист 3; Литературный музей Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук).
Представленный образец не имеет аналогов в опубликованных коллекциях пасхальных яиц.
На лицевой стороне на тонально разработанном фоне изображена святая княгиня Ольга в венце и с крестом в руке. Живописная миниатюра обрамлена золоченой фигурной рамкой из рокайльных картушей, завитков и трельяжной сетки. Оборотная сторона крыта кобальтом; в центре надпись золотом: «Христосъ Воскресе!».
Пасхальные яйца с аналогичной росписью лицевой стороны представлены в коллекции Х. Уитбека (имеет надпись «Царица Елена»; Уитбек, Кудрявцева, 2001. Кат. 112. С. 147) и в частном собрании (Бубчикова, 2011. Кат. 128. С. 342).
Пасхальное фарфоровое яйцо белого цвета с изображением герба Российской империи (нанесен трижды): черный двуглавый орел под императорской короной, со скипетром и державой, в центре – щит с московским гербом, на крыльях – гербы русских земель. Отдельные детали выделены золотом. Изображение герба встречается в декоративных росписях произведений Императорского фарфорового завода с периода правления императрицы Екатерины II. В 1855–1857 гг. в России была проведена геральдическая реформа, разработана система российских государственных гербов – Большой, Средний и Малый. Последний использовался в декоре различных фарфоровых изделий, в том числе пасхальных яиц.
Фарфоровое пасхальное яйцо украшено цветочной росписью по голубому крытью: на процветших белыми цветами колючих ветвях изображены птицы и насекомые. Свободная живописная композиция занимает всю поверхность яйца, объединяя лицевую и оборотную стороны единым декоративным мотивом.
Для создания цветочных композиций художники Императорского фарфорового завода пользовались как натурными зарисовками, так и живописными и графическими образцами, ботаническими атласами. Изобразительный мотив «цветы и птицы» традиционен для росписей русского фарфора и связан с интересом к искусству Востока, особенно Японии, получившим распространение в эпоху модерна.