Высота 36,0 см, длина 50,0 см, диаметр основания 30,5 см
Вес 6453,0 г
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84»; знак удостоверения; именник фирмы Ф.А. ЛOPIE; именник мастера ЕЧ
Экспертное заключение: Скурлов В.В.
Ковш большой с массивной ручкой, на круглом основании. Все тулово изделия, за исключением небольших гладких участков, расчеканено стилизованным растительным декором, состоящим из крупных цветочных гроздьев, переплетающихся стеблей, листьев и орнамента «плетенки». По венцу чеканен орнамент в виде жгута и «плетенки», который продолжается на ручке и соединяет два элемента в единое целое. В верхней части тулова, по бокам, две перламутровые вставки, спереди – аметист. Тулово поддерживают четыре литые фигуры, тела которых представляют собой пышные акантовые листья. Основание круглое с орнаментом «жемчужника», вертикальных полос и пышных листьев. Ручка массивная, фигурной формы; с двух сторон инкрустирована поделочными камнями (по четыре с каждой стороны). Цилиндрическая часть ручки украшена эмалевой композицией «Хоровод»: на синем фоне с желтыми прожилками, имитирующими листву, изображены шесть человек в стилизованных русских национальных костюмах.
Массивность изделия, богатое декоративное убранство, высочайшее качество изготовления, уникальность эскиза, по которому он был создан, позволяют отнести представленный ковш к предметам, предназначенным для подношения в особо торжественных случаях, которые изготавливались по специальному заказу для дипломатических или личных подарков или для выставок. Заказчиками подобных изделий могли выступать как императорский двор, так и самые высшие круги дворянства и купечества. Среди сохранившихся до наших дней изделий фирмы «Лорие» преобладают небольшие серебряные изделия и столовое серебро, художественные чеканные оправы хрустальных ваз, а также ювелирные украшения. Данный ковш не имеет прямых аналогов среди известных работ фирмы как по масштабности художественного замысла, так и по сложности исполнения. Стилистически близко к означенному предмету деревянное блюдо для хлеба, украшенное серебряными накладками с эмалью, изготовленное Е. Черятовым в 1908–1917 гг. (Christie’s 09.06.2009, лот № 161).
В настоящее время известно совсем немного русских серебряных ковшей, сравнимых по размерам и художественным достоинствам с представленным. В силу вышесказанного он может быть первоклассным экспонатом для музейного собрания или частной коллекции.
Черятов Егор Кузьмич – ювелир, владелец московской фабрики золотых и серебряных изделий (1900–1917). Выполнял заказы для фирмы «Ф.А. Лорие».
Фирма Федора Анатольевича Лорие основана в Москве в 1871 г. В 1912 г. сотрудники фирмы К. Фаберже – Джулио Гверриери и Алексей Лемкуль – учредили Торговый дом «Ф.А. Лорие», который разместился в одном здании с фирмой Фаберже, на углу улиц Неглинки и Кузнецкого моста. Фирма Лорие приняла участие в Первой Международной Художественно-промышленной выставке изделий из металла и камня и была удостоена серебряной медали (Санкт-Петербург, 1903–1904). Фирма работала до 1916 г.
Серебро; литье, эмаль по скани, зернь, золочение, гравировка
Высота 5,6 см. Диаметр черпака 12,0 см. Длина 35,8 см
Вес 366,0 г
Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84»; знак удостоверения; именник мастера ѲМА в прямоугольном щитке
Гравированная надпись внутри на дне: 1878.К.1913. / 11го/ [скрещенные буквы]ТГП / Авг.
Ковш серебряный крупного размера, простой формы, внутри позолоченный, с длинной ручкой. Декорирован в русском стиле полихромными эмалями по скани сложного растительного и геометрического рисунка. Эмалевая роспись отличается богатой палитрой цветов и оттенков.
Памятная надпись свидетельствует о том, что ковш выполнен по специальному заказу к юбилейному году службы неизвестного офицера 15-го Гренадерского Тифлисского полка, шефом которого был Е.И.В. великий князь Константин Константинович.
Клейма: знак удостоверения Санкт-Петербургского окружного пробирного управления для серебряных изделий 1908−1917 гг.; цифровое обозначение пробы «84»; именник мастера HW
Генрих Эммануил Вигстрем (1862−1923) – прославленный петербургский ювелир и эмальер финского происхождения. Работал в Петербурге с 1878 г., ученик в мастерской золотых изделий, затем золотых дел мастер, с 1886 г. – помощник у М.Е. Перхина, после его смерти в 1903 г. возглавил его серебряную мастерскую, тесно сотрудничавшую с фирмой Карла Фаберже. После революции эмигрировал в Финляндию.
Диаметр серебряной оправы 12,6 см. Диаметр основания 14,2 см
Вес 1114,3 г
Клейма: знак удостоверения Московского окружного пробирного управления для серебряных изделий 1908−1917 гг.; цифровое обозначение пробы «84»; именник фирмы К.ФАБЕРЖЕ со знаком придворного поставщика
Клейма: знак удостоверения Московского окружного пробирного управления; цифровое обозначение пробы «84»; именник мастерской 14А
Хрустальный графин в серебряной оправе имеет классическую форму сосуда для вина и воды. Ручка и горловина декорированы рельефным орнаментом с растительными мотивами. Тулово из граненого хрусталя проработано сложной и богатой по рисунку «алмазной гранью».
Клейма: Московского окружного пробирного управления с инициалами управляющего округом Ивана Лебедкина и цифровым обозначением пробы золота «56» в форме лопатки; именник мастера Г.М в прямоугольном щитке
Митрофанов Герасим Алексеевич – золотых и серебряных дел мастер, известен в Москве в начале ХХ в.; владел собственной мастерской, изделия которой представлены в фондах ГИМ.
Клейма: Московского окружного пробирного управления с инициалами управляющего округом Ивана Лебедкина; именник мастера АС в прямоугольном щитке со скошенными углами
Клейма: городское Санкт-Петербурга с годом 1753; именник пробирного мастера Ивана Фролова ИѲ
В центре, в ковчеге представлена композиция «Богоматерь Знамение»: поясное изображение Богоматери с воздетыми вверх руками и Спасом Эммануилом в круглом медальоне, написанном в складках мафория. На полях иконы фронтально в трех регистрах изображены избранные святые: мученики Трифон, епископ Зиновий и Зиновия, Фалалей, Праковея [Параскева Пятница] и Мелания.
Сложная композиция восходит к древней византийской традиции изображения святых заступников и местночтимых святых, обращенных в молитве к святому образу. Иконография «Богоматери Знамение» получила развитие на Руси и исторически связана с новгородской иконой ХII в., которую очень точно копирует представленный образ. В середине ХVIII в. почитание иконы связано с особым отношением к ней императрицы Елизаветы Петровны.