Бисероплетение известно на Руси с давних времен. В ХVIII в. исследования М.В. Ломоносова в области цветных стекол заложили основу новых технологий. Под Ораниенбаумом открылась фабрика, которая производила бисер, стеклярус, цветные стекла для мозаики, граненые камни и броши. Из бисера этой фабрики созданы панно для кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме. Период наибольшего увлечения бисерными изделиями приходится на 1820−1830-е гг., когда многие бытовые и декоративные вещицы расшивались бисером и шелком. Мельчайший бисер множества оттенков позволял создавать сложные, тонкие по цветовой гамме миниатюры, картины и панно, основным изобразительным мотивом которых стали пышные цветочные композиции. В начале ХХ в. российские изделия из бисера были представлены на международных выставках и имели огромный успех.
По краям незначительные утраты бисера и разрывы канвы.
Дерево, кость, черный лак; резьба по дереву и кости, раскраска
72,5 × 51,5 см
Декоративное панно в резной деревянной раме в традиционном японском стиле. На деревянной основе, крытой черным лаком, создана объемная цветочная композиция из кости. Фигурный подвес из латуни.
В истории европейской интерьерной декорации можно найти немало примеров увлечения восточной экзотикой. Стиль шинуазри вошел в моду с 1720-х гг. в эпоху рококо. Наряду с фарфором и мебелью из Китая и Японии высоко ценились восточные обои и лаковые панно (расписные и многослойные резные). Новый виток интереса к восточной стилистике возник в эпоху модерна. Декоративные приемы этого периода в значительной степени являются переработкой образцов японского искусства.
Шкатулка с лаковой миниатюрой «Чаепитие у самовара»
Россия, с. Жостово Московской обл. ХIХ в.
Мастерская О.Ф. Вишнякова
Папье-маше; роспись маслом, золочение
Диаметр 5,7 см. Высота 4,0 см
Миниатюрная шкатулка из папье-маше с живописной композицией на крышке окрашена в черный цвет. В росписи использован традиционный для этой продукции сюжет чаепития с самоваром.
Выполнена в мастерской Осипа Филипповича Вишнякова в с. Жостово. Вместе с фабрикой Петра Лукутина мастерская была одной из ведущих в художественном лакировальном промысле последней четверти ХIХ в. Высокое качество продукции этой мастерской многократно отмечалось медалями на российских художественно-промышленных выставках. Изображение полученных медалей Вишняковы использовали в качестве клейма.
Табакерка круглая, вырезана из кости. На крышке – накладная бронзовая пластина с профильным изображением императора Александра I. Вокруг портрета надпись: «ALEXANDRE 1.EREMPEREUR DE TOUTES LES RUSSIES • / NÉ LE 23 DECEMBRE 1777 •».
Серебро, кость; чеканка, резьба по кости, монтировка
Длина 29,0 см
Клейма: пробирные Британского серебра – клеймо качества («Идущий лев» в прямоугольном щитке со скошенными верхними и закругленными нижними углами для изделий из стерлингового серебра 925 пробы); городское Лондона («Голова леопарда» в щитке со скошенными верхними и нижними углами для изделий из серебра с 1822 г. по настоящее время); клеймо пошлины («Профиль королевы Виктории», обращенный вправо, в овальном щитке для изделий из серебра 1838–1890 гг.); клеймо года (заглавная буква «О» в щитке со скошенными нижними углами и выступающим в середине верхней части острием)
«Йад» – специальная указка в форме руки для чтения Торы. Редкий предмет религиозного культа иудеев, имеющий государственные пробирные клейма.
Шесть печатей для письма на одной ручке из авантюринового стекла. Печати выполнены из полудрагоценных камней, на которых выгравированы надписи на французском языке в зеркальном отражении. Предназначались для оттиска на горячем сургуче или воске при запечатывании письма.
В Москве 1830−1840-х гг.производство бронзовых осветительных приборов было налажено гораздо меньше, чем в Петербурге. Тем не менее, более скромные по цене произведения московских бронзовщиков получили широкое распространение в России. Декорирование бронзовых изделий способом накатки орнамента на металл, получившее название «английской» или «бирмингемской» бронзы, − характерный прием для московского бронзолитейного заведения П. Петрова, выпускавшего небольшие бронзовые осветительные и чернильные приборы.
[Римский молитвенник]: Paroissien romain. Contenant les offices des dimanches. Les litanies de St-Antoine de Padoue, de la Bonne Mort, de St-Louis de Gonzague, etc. Braine-le-Comte. Imprimerie Zech et fils. Éditeurs des Archevêchés De Smyrne et De Québec. [1894]. 304 p., фронт., 1 л. ил. 9,2 × 6,8
Переплет выполнен из слоновой кости с инкрустацией из серебра в виде монограммы «МА» на верхней крышке, позолоченная застежка с костяной пластиной, тройной золотой обрез. На фронтисписе раскрашенная хромолитография «Мадонна с младенцем Христом и святым Иосифом» («Jésus, Marie, Joseph! Je vous donne mon cœur et mon âme.»). Тексты заключены в фигурные рамки красного цвета. На французском языке.
«Римский молитвенник» − миниатюрная книга, содержащая молитвы, песнопения и тексты богослужений на полный год. Представленное издание оформлено по индивидуальному заказу и украшено владельческим вензелем на переплете.
Письменный прибор представляет собой бронзовую скульптурную композицию на малахитовом постаменте. Жанровая сценка с изображением мужика, везущего сани с бочонком и ушатами, которые служат емкостями для чернил и песка, выполнена в русском стиле.
Утрата одной малахитовой облицовочной пластины с боковой стороны, небольшие сколы малахита, незначительные следы бытования предмета.