Высота без крышки 40,0 см. Высота с крышкой 46,0 см
Марка: подглазурная кобальтом в виде скрещенных латинских букв Л, в центре – латинская буква D
Парные фарфоровые вазы формы «бандо». Декорированы живописными композициями в медальонах, лепными золочеными листьями аканта и тонкими растительными гирляндами, филигранно выписанными золотом по голубому крытью. Крышки увенчаны «шишечкой». Ручки выполнены из золоченого «под бронзу» фарфора. Вазы монтированы с помощью бронзовых стержней и дисков.
В медальонах в зеркальном отражении воспроизведены картины французского художника эпохи рококо Франсуа Буше (1703−1770), «первого живописца короля» – «Любовное письмо» (1750, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Прерванный сон» (1750, Музей Метрополитен). Живописные миниатюры исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме, с изысканными тональными соотношениям цветов. Золоченая фигурная рамка вокруг медальонов украшена белым жемчужником, который написан объемными эмалевыми красками.
Представленный к аукциону лот – уникальный образец дворцовых ваз, созданных в стилистике раннего периода деятельности Севрской мануфактуры. Вазы в прекрасной сохранности, представляют несомненную художественную ценность.
Украшенная в стилистике классицизма тарелка происходит из сервиза с итальянскими видами, созданного наИмператорском фарфоровом заводе в период с 1790-х по 1810-гг. Отсутствие клейма характерно для изделий русского фарфора эпохи Александра I. Предметы этого периода редки в коллекционной практике.
Марка: синяя подглазурная П I под короной, в массе на исподе дна 10, 2
Изделия Императорского фарфорового завода периода правления Павла I крайне редки. На смену огромным парадным сервизам на 100−200 «кувертов», которые изготавливались во времена Екатерины II, пришли приватные наборы посуды на 8−12 персон. Представленный предмет в полной мере отражает стиль эпохи: богатый арабесковый рисунок золотом несколько приглушен четырьмя неброскими гризайльными миниатюрами. Форма белья повторяет модель, разработанную на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, что характерно для русского фарфора конца ХVIII столетия.
Высота с поддоном 17,0 см. Диаметр по верхнему краю без ручек 16,0 см
Диаметр поддона 15,0 см
Марка: тисненная в массе НАСЛ. БАТЕН.
В первой четверти XIX в. завод купца Ф.С. Батенина являлся самым значительным среди частных фарфоровых мануфактур в Петербурге. Завод специализировался на производстве сервизов и штучной чайно-кофейной и столовой посуды, а также декоративных ваз, корзин для фруктов. Изделия отличались высоким качеством фарфора, позолоты, тщательной проработкой росписи и орнаментов. В 1829 г. на 1-й Всероссийской выставке мануфактурных изделий в Петербурге фарфор Батенина был удостоен Большой золотой медали.
Происходит из собрания Ю.Н. Солодкова. Подобные фигуры встречаются на антикварном рынке, однако сохранность данной делает ее уникальной: отсутствие реставрации фигуры, наличие родных ушат – емкостей для чернил и песка (аналогов которым нет в крупнейших музейных коллекциях) заметно выделяют ее из общего ряда.
Скульптура исполнена по модели С.С. Пименова (1784−1833). «Водоноска» − оригинальное и в то же время типичное произведение русского классицизма первой трети ХIХ в. Модель неоднократно повторялась на Императорском фарфоровом заводе. Она изготовлялась в фарфоре и бисквите, в двух вариантах формы и нескольких типах росписи; копировалась как русскими частными заводами Гарднера, Попова, братьев Козловых, так и западноевропейскими фарфоровыми заводами (например, Людвигсбург).
Фарфоровая ваза в форме фюзо. Центральная часть тулова с двух сторон украшена полихромными росписями; остальные поверхности позолочены. Ручки выполнены в виде крылатых дев.
Сюжет росписи – видовые пейзажи со стаффажными фигурами охотников и всадников – заимствован из печатной графики первой четверти ХIХ в., которая тиражировала образ романтических руин старинных замков. Подобный изобразительный мотив часто встречается в декоре изделий Императорского фарфорового завода и частных мануфактур. Живописные миниатюры исполнены на высоком художественном уровне, стиль росписи отличает строгая, графичная манера.
Представленная ваза – типичное произведение русского фарфора эпохи ампир. Стилистический анализ предмета позволяет предположить, что ваза исполнена на заводе купца Батенина в первой четверти ХIХ в.
Фарфоровая ваза в форме фюзо, украшена полихромными цветочными композициями и росписью золотом по белому фону; остальные поверхности позолочены. Ручки фигурной формы.
Декоративное оформление предмета позволяет предположить, что он исполнен на одной из фарфоровых фабрик, расположенных в районе Гжели. Цветочный декор вазы, использованный в росписи и в лепных ручках, несет в себе черты «фирменного» гжельского стиля. Букеты из садовых цветов: пионов, виол, календул, астр − написаны широкими мазками, обобщенно и при этом сочными, яркими красками, что делает роспись декоративной и выразительной. Расположенный в центральной части тулова вензель, вероятно, свидетельствует о заказном характере вазы.
Фарфоровый кофейник вытянутой формы, напоминающей амфору, на небольшом круглом основании. Горло, фигурные ручки и носик позолочены. Тулово украшено растительной гирляндой, написанной золотом и полихромными красками по белому фону.
В 1810-е гг. в изделиях завода А.Г. Попова, а затем и других, появились оригинальные предметы чайной посуды, ручки и носики которых были выполнены в виде птиц, крыльев и птичьих голов. Русские мастера заимствовали подобные приемы декоративного оформления «крылатого фарфора» в искусстве Франции конца ХVIII – начала ХIХ вв. Однако в России этот мотив получил свою дальнейшую разработку и необыкновенно широкое распространение, став чертой национального стиля в русском фарфоре частных заводов.
Высота с крышкой 34,0 см. Диаметр основания 18,5 см
Марка: подглазурная кобальтом в виде щита с двумя поперечными полосами
Венская фарфоровая мануфактура основана Клаудиусом дю Пакье в 1718 г., почти сразу после Мейсена; в 1744 перешла в собственность императрицы Марии-Терезии и вскоре стала одним из самых крупных предприятий по производству фарфора в Европе; закрыта в 1869 г. Представленная ваза отличается выдающимся декором на основе подглазурного кобальтового крытья полихромными живописными миниатюрами в медальонах, золочеными растительными гирляндами в сочетании с рельефным орнаментом.