Клейма: знак удостоверения Московского окружного пробирного управления; цифровое обозначение пробы «84»; именник мастерской 14А
Хрустальный графин в серебряной оправе имеет классическую форму сосуда для вина и воды. Ручка и горловина декорированы рельефным орнаментом с растительными мотивами. Тулово из граненого хрусталя проработано сложной и богатой по рисунку «алмазной гранью».
Клейма: Московского окружного пробирного управления с инициалами управляющего округом Ивана Лебедкина и цифровым обозначением пробы золота «56» в форме лопатки; именник мастера Г.М в прямоугольном щитке
Митрофанов Герасим Алексеевич – золотых и серебряных дел мастер, известен в Москве в начале ХХ в.; владел собственной мастерской, изделия которой представлены в фондах ГИМ.
Клейма: Московского окружного пробирного управления с инициалами управляющего округом Ивана Лебедкина; именник мастера АС в прямоугольном щитке со скошенными углами
Клейма: городское Санкт-Петербурга с годом 1753; именник пробирного мастера Ивана Фролова ИѲ
В центре, в ковчеге представлена композиция «Богоматерь Знамение»: поясное изображение Богоматери с воздетыми вверх руками и Спасом Эммануилом в круглом медальоне, написанном в складках мафория. На полях иконы фронтально в трех регистрах изображены избранные святые: мученики Трифон, епископ Зиновий и Зиновия, Фалалей, Праковея [Параскева Пятница] и Мелания.
Сложная композиция восходит к древней византийской традиции изображения святых заступников и местночтимых святых, обращенных в молитве к святому образу. Иконография «Богоматери Знамение» получила развитие на Руси и исторически связана с новгородской иконой ХII в., которую очень точно копирует представленный образ. В середине ХVIII в. почитание иконы связано с особым отношением к ней императрицы Елизаветы Петровны.
Икона небольшого размера, написана на тонкой доске. Святая Екатерина представлена в рост, на фоне условно переданного пейзажа, в легком повороте вправо, в мученическом венце и красной мантии с горностаевой опушкой. В руках лавровая ветвь – символ мученической кончины. Существует несколько иконографических типов изображения святой Екатерины Александрийской. Вариации иконографии обусловлены различиями в трактовке образа западноевропейскими живописцами и мастерами «иконного письма». В России, начиная с XVIII в., почитание святой заметно увеличивается как небесной покровительницы двух царствующих императриц. Для икон, созданных в этот период, характерно отступление от древних иконографических канонов, заимствование композиционных схем и деталей в западноевропейской живописи, академическая живописная манера.
Список с чудотворной иконы «Всемилостивого Спаса», обыденно написанной (за один день) в 1654 г. в четвертый день по построении обыденной деревянной церкви в благодарность об избавлении Вологды от эпидемии чумы. В 1856 г. чудотворный образ украсили золотой чеканной ризой, созданной по проекту Ф. Солнцева; списки с него разошлись по всей России. После крушения царского поезда в 1888 г. жители Вологды объясняли чудо спасения тем, что у государя был список чудотворной иконы, подаренный ему в 1881 г.
В нижней части доски надпись: «Истинное изображение с чудотворного образа, во граде Вологде, что у Спаса на Сенной площаде; и ниже следующая летопись, написана тако: / Начата бысть писати сия икона, образ Господа нашего Иисуса Христа, в богозданном граде Вологде, в 7163 [1654] году, октября в 23 день, на память святаго апостола Иакова, брата Господня, того дня и написася сей образ Господень; благочестивой державы, царства государя царя Алексия Михайловича всея России самодержца, в славу и хвалу Вседержителя Бога и всех святых, угодивших от века, аминь; И ныне празднуем таковому милосердию Божию октября в 23 день, в городе Вологде, что на сей день свобожден град от смертоносныя язвы;».
Клейма: городское Москвы; пробирное с инициалами пробирера Дубровина Николая Ильича Н•Д и годом 1840; цифровое обозначение пробы «84»; именник мастера А.Н. в восьмиугольном щитке
Надпись на торцевых частях оклада: «вѣ походѣ и вѣ Генеральныхѣ Сраженiяхѣ / нахадилась нагруди аристарха Маломы / Пре остравнѣ − 1. При бирезенѣ _2. Пре люцыномѣ_1. / бауцыномѣ – 2. / дрезденомѣ – 1. / Кульмомѣ – 2. лейпцигомѣ – 3. / Бриеномѣ – 1. Труа – 1. Барсиробомѣ – 1. / Лабрусель – 1. Арсисюробомъ −2. Форт Шанпенуазъ – 1. Парижемъ 1 ивишедъ невредимъ»
Двусторонняя икона на дереве в серебряном окладе с кольцом-подвесом принадлежала Аристарху Ильичу Маламе (1793–?), потомственному дворянину Екатеринославской губернии, штабс-ротмистру Астраханского кирасирского полка. Аристарх Ильич – участник Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии. Во главе эскадрона сражался при Островне, Бородине (награжден «за отличную храбрость» Анненским оружием и орденом Св. Анны 4-й степени с мечами, 1812 г.) и Березине. В составе 1-ой Западной армии под командованием Барклая-де-Толли участвовал в сражениях при Люцене, Бауцене, Дрездене, Кульме (получил Высочайшее благоволение и Кульмский крест), в «Битве народов» при Лейпциге, при Бриенне, Труа, Бар-сюр-Обе, Лабрусели, Арен-сюр-Обе, Фершампенуазе, награжден орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом за взятие Парижа. Всю войну носил при себе нагрудную икону, родительское благословение. Позднее заказал для иконы серебряный оклад, на котором сделал памятную гравировку.
Представленная икона имеет культурно-историческую ценность.
Медный выносной Голгофский крест; в яблоке сохранился фрагмент от деревянного древка. С двух сторон креста, в средокрестиях и в трехлопастных завершениях на концах ветвей, помещены изображения – рельефные металлические с прорезями, в которых открывается деревянная основа, на которой написаны живописные композиции. Между ветвями креста закреплены металлические ажурные орнаментированные пластины – символическое сияние.
Двусторонние выносные кресты и иконы использовались во время крестных ходов – многолюдных шествий вокруг церквей, монастырей и целых городов в дни особых торжеств, по случаю стихийных бедствий, эпидемий, неурожаев. Такие процессионные иконы и кресты ставились в церкви в алтаре за престолом, отчего получили название запрестольных выносных. Традиция оформления этих предметов сложилась в Византии. Чаще всего в живописном убранстве крестов использовались сюжеты Страстного цикла.
На лицевой стороне представлена традиционная композиция «Голгофы»: «Распятие» в средокрестии, вверху – Господь Саваоф с белым голубем, Богоматерь и Иоанн Богослов на концах ветвей, внизу – рельефное изображение Голгофы с черепом Адама. На обороте в центре изображен Христос из сцены «Воскресения»; на концах ветвей – «Моление о Чаше», святые Константин и Елена, святитель Николай Чудотворец. Включение в изобразительный ряд образа Николая связано с древней русской традицией особого почитания святого, занимавшего в русском религиозном сознании совершенно исключительное место.
Клейма: городское Казани; пробирное с инициалами пробирера ИС и годом 1869; цифровое обозначение пробы «84»
Композиция иконы разделена на 12 малых и один большой, центральный, сегмент; фон между ними позолочен. В среднике помещена композиция «Воскресение Христово». По сторонам изображены 12 двунадесятых праздников. Порядок клейм: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление (Крещение), Вход Господень в Иерусалим, Преображение, Вознесение, Троица (Пятидесятница), Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня. Иконографический тип праздников восходит к произведениям западноевропейской живописи. Стилистическое решение сюжетных сцен отличает виртуозный рисунок, сложные колористические соотношения, миниатюрное письмо с тончайшими светотеневыми моделировками.
Серебряный оклад, повторяющий фигуры и детали живописного изображения, пышно декорирован рельефным орнаментом, исполнен на высоком художественном уровне.