Клейма: Московского окружного пробирного управления с цифровым обозначением пробы «84»; именник мастера СГ
Икона сделана под оклад. Для ликов и рук выполнены прорези. Изображение святых в рост. Лики с правильными чертами, глубоко посаженными крупными глазами, низкими бровями написаны в академической манере, с мягким переходом от теневых частей к освещенным, контрастно.
Оклад серебряный, золоченый; три отдельных венца крупного размера по краю отделаны прорезным орнаментом. Одеяния выполнены в невысоком рельефе, с проработкой складок, эффектным сочетанием золотого и серебряного цветов, передачей разнообразных фактур тканей. На фоне прочеканен условный пейзаж. Рама орнаментирована растительными гирляндами. Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из бархата.
Святые Симон, Гурий и Авив – раннехристианские мученики, почитаются как покровители супружества, брака, счастливой семьи, им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою». В Москве в храме Иоанна Воина на Якиманке есть придел этих святых.
Дерево, левкас, масло, бархат; резьба по левкасу, золочение, обивка
32,0 × 26,5 см
Надпись золотом на обороте: «Ѿ Настоятельницы Игуменїи Арсенїи съ сестрами Свѧто-Троицкаго Творожковскаго монастырѧ въ знакъ признательности и на добрую памѧть своему духовному Отцу Протоїерею Всеволоду въ день 40 лѣтїѧ полученїѧ имъ Їерейскаго сана Декабрѧ 21 днѧ 1904 года»
Образ Троицы Новозаветной в иконографическом типе Сопрестолия сложился в ХVI в. На престоле изображены: Бог-Отец в виде седовласого старца (Ветхого денми), по правую руку от него – Иисус Христос с крестом и Евангелием, Святой Дух в виде голубя над троном.
Священный Синод Константинопольской Церкви в 1776 г. соборно постановил, что иконы «Новозаветной Троицы» являются новшеством, чуждым и не принятым Православной Церковью, и фактически запретил их. Однако запрещение не было проведено в жизнь, поскольку число таких икон было уже велико, и они как бы узаконились церковной практикой. Представленная икона была написана по заказу игуменьи Арсении, настоятельницы Свято-Троицкого Творожковского монастыря, в дар своему духовному отцу.
Оборотная сторона иконы затянута сорочкой из бархата.
Изображения Богоматери в молитвенном предстоянии восходят к VIII в., когда в Византии сложился тип «Богоматери Агиосоритиссы». Для него характерно изображение Богоматери в рост, в трехчетвертном развороте вправо, с молитвенно поднятыми руками. На исходе Средневековья появились более камерные, поясные изображения. Художник ХIХ столетия использовал древний иконографический тип, наполнив его новым звучанием − мистическим, чувственным. Богоматерь, облаченная в пурпурный хитон и темно-синий мафорий, представлена в пейзаже. Ее изящный силуэт, крупные и выразительные черты лица, с особым драматизмом рисуются на фоне предзакатного неба. Стилистические особенности иконы: приглушенный колорит, пейзажный фон, изящный силуэт Богоматери на фоне предзакатного неба, благородное сочетание цветов в одеждах и пейзаже − имеют близкие аналогии в религиозной живописи эпохи модерна и, в частности, в работах В.М. Васнецова.