Шаляпин Борис Федорович (1904–1979) «Портрет светской дамы», 1935 г.
Холст, масло; 91,5×77 см
Справа внизу подпись, дата и надпись: Boris Chaliapin 1935 N.Y.
Экспертное заключение: Левина Т.М., Михиенко Т.Н.
Известный художник, сын Ф.И. Шаляпина. В 1919 г. учился в мастерской В.И. Шухаева в Петрограде, в 1920–1923 гг. − в Москве, у Д.Н. Кардовского, А.Е. Архипенко. В 1925 г. уехал в Париж, продолжил обучение в Академии Ф. Коларосси, в мастерской К.А. Коровина. С 1935 г. жил в Нью-Йорке. Создал галерею живописных, графических и скульптурных портретов отца в сценических образах. Написал портреты многих знаменитостей музыкальной и литературно-художественной среды того времени. Персональные выставки состоялись в Нью-Йорке и многих других городах США (1935–1975), в Лондоне (1959), в Москве (1968, 1975, 1983). «Портрет светской дамы» относится к американскому периоду творчества художника и представляет один из наиболее выразительных портретных образов мастера 1930-х гг. Работа удивительно точно передает дух времени. Лаконичное композиционное решение в сочетании со сдержанным колоритом, выдержанном в холодном цветовом регистре, отражают характерные особенности живописной манеры Шаляпина.
Пожедаев (Пожидаев) Георгий Анатольевич (1897–1977) «Пейзаж с яхтами», 1949 г.
Картон на фанере, масло; 41,5×33 см
Слева внизу подпись: 49 GeorgesA. dePogedaieff
Экспертное заключение: Левина Т.М.
Известный мастер русской эмиграции, живописец, график, сценограф. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А.Е. Архипенко, в Академии художеств − у Д.Н. Кардовского. В 1920 г. эмигрировал. Много работал в театрах Москвы, Праги, Парижа, Вены. Имел многочисленные персональные выставки во Франции. В пейзажных живописных работах Пожедаев часто обращался к изображению лодок и парусников, экспериментируя с передачей декоративных эффектов отражения в воде.
Пуни Иван Альбертович (1892–1956) «Интерьер. Девочка у фортепиано», вторая половина 1940-х – начало 1950-х гг.
Картон, масло, графитный карандаш; 72,8×13,8 см
Внизу тисненое факсимиле: Pougny
Экспертное заключение: Петухов А.В.
Художник-эмигрант, сыгравший значительную роль в развитии авангардного искусства начала XX в.; занимался живописью, графикой, скульптурой. Брал частные уроки у И.Е. Репина, продолжил образование в Париже. Принимал участие в выставках «Трамвай В», «0,10» вместе с Малевичем, Татлиным и Лентуловым. В 1920–1923 гг. жил в Берлине, с 1924 г. – в Париже. Приобрел широкую известность в парижских художественных кругах, экспонировал работы в Осеннем Салоне и Салоне Тюильри. По предложению ведущего в то время французского коллекционера Поля Гийома в галерее Жанны Кастель в 1933 г. состоялась персональная выставка Пуни. В 1947 г. получил орден Почетного легиона. Представленная работа относится к парижскому периоду творчества мастера, тема интерьера – одна из ключевых в произведениях художника 1945–1950-х гг. Пуни смело экспериментирует в композиционном решении, конструируя пространство из углов отдельных предметов. Свободной компоновке элементов вторит и техника, в которой совмещаются живописная кисть и «открытый» графитный карандаш, подчеркивающий сознательную эскизность, как бы незавершенность работы. Подобные живописные произведения Пуни, относящиеся к периоду расцвета творчества мастера и его художественного признания, – редкость на антикварном рынке. По уровню исполнения картина имеет несомненное коллекционное и музейное значение. Полотно опубликовано в каталоге выставки Клуба коллекционеров изобразительного искусства «Премьера коллекции 2010». М., 2010. С. 11.
Бурлюк Давид Давидович (1882–1967) «Девушка в синей шапочке», 1955 г.
Картон, масло; 25×20,2 см
Внизу слева подпись: Burliuk, справа – дата: 1955 г.
Экспертное заключение: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, эксперт Рыбакова Ю.В.
Живописец, график, поэт, художественный критик, один из лидеров русского художественного авангарда 1900–1910-х гг. Экспонировал картины на выставках «Золотое руно» (1909), «Бубновый валет» (1910–1911), «Синий всадник» (1911–1912, Мюнхен) и др. Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, музеях Метрополитен, Уитни (Нью-Йорк), Бруклинском, Бостонском художественных музеях и др. Представленная работа относится к позднему периоду творчества Д.Д. Бурлюка и создана в США, где с 1922 г. жил художник.
Лысенко Евгений Васильевич (1902 (?)–1960-е (?)) «Чайки и альбатросы», 1950-е гг.
Холст, масло; 42,7×55,3 см
В правом верхнем углу подпись: З Лысенко
Живописец, график, художник, которого можно назвать «нераскрытым» именем в истории русского авангарда. Большую части жизни провел в Узбекистане. Подробности биографии неизвестны. Возможно, учился у К.С. Малевича, М.В. Матюшина, П.Н. Филонова. Почти полностью забытое творчество художника открывается сегодня в среде искусствоведов, ценителей искусства и коллекционеров. Первая большая выставка произведений мастера состоялась в Государственном комплексе «Дворец конгрессов» (Константиновский дворец в Стрельне) в 2012 г. Экспрессивные по характеру работы, совмещают в себе различные направления развития авангарда, обладая при этом неповторимой оригинальностью. Представленная картина опубликована в каталоге выставки «Евгений Лысенко». СПб., 2012. С. 45.
Свиридов Николай Александрович (1913–1905) «Зимний пейзаж», 1956 г.
Картон, масло; 45×35 см
В правом нижнем углу подпись и дата: Н. Свиридов / 1956
Живописец, член Союза художников СССР. Учился в ИЗО студии МГУ у профессора В.Н. Мешкова. Произведения художника находятся во многих музеях и в частных собраниях.
Тимков Николай Ефимович (1912–1995) «Зимняя прогулка», 1960 г.
Картон, масло; 30×23 см
В правом нижнем углу подпись: Н. Тимков
Советский живописец-пейзажист, заслуженный художник РСФСР, член Ленинградского Союза художников. Ученик И.И. Бродского. Произведения представлены в ГТГ, ГРМ и других музейных и частных собраниях не только в России, но и за рубежом. Выставки работ художника прошли в Сан-Франциско (1998, 2000, 2001), Нью-Йорке (1999, 2001), Палм Бич (2000), Вэйле (2001), Вашингтоне (2001) и др.
Живописец-пейзажист, известен как автор исторических видов старой Москвы. Учился у А.М. Васнецова. В 1950 г. состоялась персональная выставка работ художника в Москве. Произведения представлены в региональных и московских музеях. В работах художника прослеживается связь с традициями русской реалистической пленэрной живописи и близость к творчеству мастеров Союза русских художников.
Крылов Порфирий Никитич (1902–1990) «Пейзаж. Дача скульптора Б. Королева в Абрамцеве», 1949 г.
Картон, масло; 22,5×30 см
На обороте картона подпись, дата и надпись: П. Крылов /47г./ дача скульптора Б. Королева в/ «Абрамцеве»
Известный советский живописец, график, один из основателей знаменитого творческого объединения «Кукрыниксы». Учился во ВХУТЕМАСе (ВХУТЕИНе) в Москве (1921–1928) у
А.А. Осмеркина, А.В. Шевченко, П.П. Кончаловского. Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, в галерее Уффици во Флоренции. В Туле открыт мемориальный Дом-музей П.Н. Крылова (филиал Тульского музея изобразительных искусств). Представленный к аукциону пейзаж − прекрасный пример пленэрной работы живописца, исполненной на даче знаменитого советского скульптора Б.Д. Королева (1885–1963). Абрамцево было одно из любимых мест, куда Крылов часто выезжал на этюды.