Английский пейзажист, работал в Бирмингеме. Экспонировал работы в Королевской Академии в Лондоне. Творчество мастера представлено сегодня в музейных собраниях Великобритании.
Нисевин Платон Аполлонович (1830−1871) «У церковной ограды», 1860-е гг.
Бумага, акварель, графитный карандаш; 46×64 см
Слева внизу подпись: П. Нисевин
Справа авторская надпись:P. Cъ натуры Ив Барсовъ
Экспертное заключение: НИНЭ им. П.М. Третьякова, эксперт Торстенсен Л.А.
Художник-акварелист, академик; преподаватель Строгановского училища технического рисования. Исторические достопримечательности были одним из излюбленных мотивов пейзажей Нисевина, отличающихся почти документальной достоверностью изображения. В ГТТ хранится альбом с акварелями художника и 25 самостоятельных акварельных листов. Данный рисунок – воспроизведение натурной зарисовки одной из церквей, вероятно, ростовского уезда Ярославской губернии, ростовского художника, мастера финифти Ивана Барсова. Тонкая по характеру «живописного» решения композиция обладает не только художественной, но и документально-исторической ценностью.
Малявин Филипп Андреевич (1869−1940) «Крестьянка и девочка». Два наброска, 1890-е гг.
Бумага, графитный карандаш; 35,4×22 см
Экспертное заключение: Силаев В.С., Жукова Е.М.
Выдающийся живописец, график; создал знаменитую серию работ с образами «цветущих русских баб», принесшую европейскую известность художнику. Учился в мастерской И.Е. Репина (1894–1899). Экспонировал работы на выставках Товарищества передвижников, «Мира искусства», Союза русских художников, Берлинского Сецессиона и др. В 1922 г. эмигрировал во Францию. Произведения Малявина хранятся в крупнейших музейных собраниях (ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.), а также частных коллекциях.
Представленный рисунок относится к циклу зарисовок на крестьянскую тему русского периода творчества художника.
Мещерский Арсений Иванович (1834−1902) «Горный пейзаж», 1892 г.
Бумага, акварель, графитный карандаш; 22,8×16 см
В правом нижнем углу: А. Мещерскiй/ 1892
Один из крупнейших мастеров русской пейзажной живописи последней трети XIX в. Выдающийся акварелист. Учился в Академии художеств (1854−1857), затем в Женеве у А. Калама. Выставлял работы на выставках Товарищества передвижников, Академии художеств, Всемирных выставках в Париже и др. Творчество мастера представлено в крупнейших отечественных музеях (ГТГ, ГРМ и др.). Данный рисунок – характерный пример графической работы А. Мещерского, в выборе изобразительного мотива и композиционном решении очевидно влияние его знаменитого учителя − А. Калама.
Крыжицкий Константин Яковлевич (1858–1911) «Пейзаж», 1900 г.
Бумага, уголь; 23×30 см
В правом нижнем углу подпись и дата: К. Крыжицкiй. 1900.
Выдающийся пейзажист, академик живописи. Обучался в Императорской Академии художеств (1877−1884); экспонировал работы на Академических выставках, Всемирной выставке в Париже и др. Один из учредителей Санкт-Петербургского общества художников (1890) и Общества художников им. А.И. Куинджи (1909, в 1909–1911 — председатель правления). Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГТГ, ГРМ и др.
Бенуа Альберт Николаевич (1852−1936) «Лесной пейзаж», конец XIX – начало XX вв.
Картон, акварель; 52,5×36,5 см
В левом нижнем углу подпись: А. Бе[ну]а
На обороте старого картона выставочная этикетка: (илл.1)
Крупнейший мастер акварельной живописи конца XIX – начала XX вв., пейзажист. Происходит из династии потомственных художников Бенуа. Окончил Академию художеств по классу архитектуры (1877), занимался акварелью под руководством Л.О. Премацци; принимал участие в академических выставках. Один из основателей Кружка русских акварелистов (в 1880 г.). Провел персональные выставки в Петербурге (1903, 1909,1915),на одной из которых в 1909 г. была представлена и данная акварель. В 1924 г. эмигрировал в Париж. Произведения находятся во многих музейных собраниях, среди них ГТГ, ГРМ, а также частных коллекциях.
Дубовской Николай Никанорович (1859−1918) «Портрет молодого человека в профиль», последняя четверть XIX – начало XX вв.
Бумага, соус; 40,7×30,7 см
На обороте надпись (имеет позднее происхождение): Н. Дубовской Мужской портрет
Экспертное заключение: Глебова О.С.
Выдающийся художник-пейзажист, академик. Член правления Товарищества передвижников. Учился в Академии художеств у М.К. Клодта (1872−1875). Мастер редко обращался к жанру портрета, но именно в графике сохранились прекрасные портретные зарисовки художника, как правило, изображающие близких ему людей. Чаще всего Дубовской писал их за чтением или рисованием. Прекрасным примером является представленный к аукциону рисунок, отражающий все характерные особенности работы художника над камерным портретом.
Маковский Александр Владимирович (1869−1924) «Мужской портрет», 1902 г.
Бумага, уголь, графитный карандаш; 25,5×17,3 см
В правом нижнем углу подпись и дата: 3 апреля/1902/ А. Маковск
Живописец, график, сын известного художника Владимира Маковского, работал в пейзаже, портрете, продолжал традиции передвижничества. Участвовал в выставках Московского общества любителей художеств (до 1900, с перерывами), Общества русских акварелистов (1897). В творчестве выступал последователем отца, что прекрасно передано в характере исполнения данного портрета. Произведения художника представлены в музейных собраниях, в том числе в ГТГ и др.