Россия, Москва, XIX в. (средник), Калуга, 1780-е гг. (поля с клеймами)
Неизвестный мастер
Дерево, темпера, позолота
58,5х45,5 см
«Житийная» икона с повествованием чудес святителя Николая. Средник окружен широкими полями с четырнадцатью клеймами, которые читаются слева направо по рядам без учета средника.
Такой тип икон зародился в Византии в XI в., вскоре попал на Русь и получил широкое распространение.
В хорошей сохранности.
Базовая цена
500 000 руб.
153
Икона «Святитель Николай Чудотворец»
Россия, Мстера, вторая половина XIX в.
Неизвестный мастер
Дерево, темпера; 21,8х17,0 см
Представленная икона со святителем Николаем написана мстерскими мастерами во второй половине XIX в. Мстерская школа иконописи была одной из наиболее известных в России, а к рубежу XIX-XX вв. обошла по популярности даже знаменитые палехские мастерские. Мстерские мастера стремились достичь сходства с древней живописью, что во второй половине XIX в. оказалось особенно востребованным в связи с модой на иконы древнего письма. Прославились мстерские иконописцы и как одни из первых реставраторов древнерусского искусства.
В очень хорошей сохранности.
Базовая цена
170 000 руб.
154
Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская»
Вторая половина XIX в.
Медный сплав; литье, эмаль
16,3х13,7 см
Меднолитая церковная пластика появилась на Руси в XI в. из Византии одновременно с принятием христианства. Уже в XII в. в древнем Киеве было налажено производство крестов–тельников, крестов–энколпионов и иконок. Крестики и рельефные иконки из меди были широко доступны и почитались христианами как святыни-обереги от злых духов, бедствий и болезней. В 1723 г. нуждающийся в цветном металле для военных нужд Петр I запретил своим указом производство и продажу медных цельнолитых образков и иконок. Это прервало традицию производства таких предметов в официальных мастерских Православной Церкви, однако не остановило ее развитие среди раскольников-староверов. Для людей, живших вне закона, еще один царский указ значил не много. В Поморской Выговской обители продолжались и развивались традиции древнерусской медной пластики. На основе выработанных веками православных канонов были созданы новые композиции и изделия. Эти предметы тиражировались и распространялись среди старообрядческих общин по всей стране. В 1854-1856 гг. Выговская община была уничтожена властями, но производство медного литья по разработанным в ней моделям продолжалось в других возникших и развившихся к тому времени мастерских в Москве, Поволжье, на Урале и Сибири. В XVIII - начале XIX вв. использовался сплав красного цвета с большим содержанием меди, позднее, с середины XIX в., его сменил сплав желтого цвета – как на представленных иконках.
Базовая цена
67 000 руб.
Цена продажи
67 000 руб.
155
Икона «Богоматерь Владимирская»
Вторая половина XIX в.
Медный сплав; литье, эмаль
13,7х11,9 см
Базовая цена
67 000 руб.
156
Икона «Богоматерь Федоровская»
Вторая половина XIX в.
Медный сплав; литье, эмаль
11,3x10,0 см
Базовая цена
45 000 руб.
Цена продажи
45 000 руб.
157
Икона «Богоматерь Казанская»
Вторая половина XIX в.
Медный сплав; литье, эмаль
11,7х10,3 см
Базовая цена
34 000 руб.
Цена продажи
34 000 руб.
158
Икона «Богоматерь Тихвинская»
Вторая половина XIX в.
Медный сплав; литье, эмаль
11,0х9,5 см
Базовая цена
34 000 руб.
159
Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская с деисусом и избранными святыми»
Вторая половина XIX в.
Медный сплав; литье, эмаль
11,4х9,7 см
Базовая цена
34 000 руб.
Цена продажи
40 000 руб.
160
Икона «Богоматерь Федоровская» в киоте
Россия, вторая половина XIX в.(?)
Неизвестный мастер
Дерево; живопись темперными красками, шитье серебром, позолота, резьба по дереву
31,5х26,5 см (икона), 42,0х38,0 см (киот)
Создание образа Федоровской иконы Божьей матери приписывается, как и большинство богородичных икон, евангелисту Луке. Уже в XII в. список с этой иконы находился в Городце, затем икона была перенесена в Кострому. В 1613 г. Михаил Романов был благословлен на царство перед образом Федоровской Богоматери. С тех пор икона считается покровительницей дома Романовых. Многие иностранные принцессы, будущие российские императрицы, при обращении в православие получали отчество Федоровна.
Икона украшена шитым серебряным окладом, что крайне редко для XIX в.
В хорошей сохранности.
Базовая цена
135 000 руб.
161
Икона «Богоматерь из Деисусного чина»
Россия, Палех, конец XIX в.
Мастерская А.Д. Салаутина
Дерево, темпера, позолота; 35,7х30,7 см
Икона написана в небольшой, но известной палехской мастерской Салаутина.
Уже с XVII в. искусство иконописи передавалось в с. Палех от поколения к поколению, став профессиональным династическим занятием. По всей России ценились иконы палехского письма.
Александр Дмитриевич Салаутин рано осиротел и был усыновлен Иваном Львовичем Париловым – представителем известной династии палехских иконописцев. Овладев профессией, Салаутин открыл небольшую, отличавшуюся высоким качеством работ мастерскую.