Бронза, патинирование, слоновая кость, постамент из оникса;
высота: 19 см
На основании фигуры подпись: «Lorenzl»
Еще один пример пластики малых форм Й. Лоренцеля, исполненной в традициях стиля Ар-деко. Аналогичная скульптура, только выполненная из бронзы в сочетании со слоновой костью, опубликована в книге Bryan Catley «Art Deco and other figures». Antique Collectors Club, 2000. P. 218.
Базовая цена
170 000 руб.
102
Коварская Евгения Моисеевна (1895−1991) «Сидящая обнаженная». Этюд, 1930-е гг.
Бронза, патинирование; высота: 17 см
Работа происходит из семьи художника
Е.М. Коварская – московский скульптор, жена известного советского скульптора З.М. Виленского. Училась в Строгановском училище (1914−1918) у Н.А. Андреева и Е.У. Шишкиной-Голиневич во ВХУТЕИНе (ВХУТЕМАСе) в Москве (1922−1927) у И.М. Чайкова. Брала уроки у А.Т. Матвеева, который значительно повлиял на формирование ее художественной манеры. Начиная с 1928 г. активно экспонировала работы на выставках, в том числе и на всесоюзных. Произведения художника хранятся в ГТГ, ГРМ и других музейных собраниях. К аукциону представлены два этюда скульптора. Тектоничность композиции в сочетании с выразительностью силуэта – отличительные черты пластической манеры Е.М. Коварской, много работавшей над изучением натуры.
Базовая цена
130 000 руб.
103
Коварская Евгения Моисеевна (1895−1991) «Обнаженная». Этюд, 1930-е гг.
Бронза, патинирование; высота: 33 см
Работа происходит из семьи художника
Базовая цена
180 000 руб.
104
Виленский Зиновий (Залман) Моисеевич (1899−1989) «Не пришла», конец 1930-х − начало1940-х гг.
Бронза, патинирование; высота: 30 см
Работа происходит из семьи художника
Виленский З.М. – выдающийся мастер советской скульптуры, народный художник СССР (с 1980). Окончил ВХУТЕИН (ВХУТЕМАС) (1922−1928), учился у И.С. Ефимова, И.М. Чайкова, В.И. Мухиной, посещал мастерскую Р.Р. Фалька. Начиная с 1928 г. частник всех всесоюзных и республиканских выставок в Москве. Работал в жанре монументальной пластики и скульптурного портрета. Создал блестящую галерею портретов выдающихся людей: Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, М.И. Глинки, скрипача Л.Б. Когана, А. Эйнштейна и др. Произведения скульптора находятся в ряде музейных собраний, в том числе в ГТГ и др. Представленная к аукциону жанровая композиция − образец станковой камерной работы, которая украсит любую коллекцию русской советской пластики.
Базовая цена
250 000 руб.
105
Почетный дирижерский жезл в оригинальном футляре
Россия (?). ХIХ в.
Дерево, кость; резьба, гравировка
Длина 35,0 см. Размер футляра 3,5х37,0х4,5 см
Наконечник с рельефным изображением партитуры, музыкальных инструментов и резной монограммой «РА» увенчан резным изображением лиры. Подобные предметы сохранились в единичных экземплярах. Как правило, они изготавливались по специальному заказу и подносились в особо значимых, торжественных случаях. Так, почетный дирижерский жезл был подарен П.И. Чайковскому дирекцией Одесского отделения Русского музыкального общества в день его первого концерта в Одессе 16 января 1893 г.
Иконография сюжета восходит к традиции изображения Богоматери и Архангела Гавриила в круглых медальонах на Царских вратах иконостаса. Представленное яйцо отличает высокий уровень исполнения, выверенная композиция, тонкая живописная проработка декора. Фарфоровые яйца с цветочной или фигуративной росписью выполнялись на ИФЗ в качестве пасхальных даров и поступали в распоряжение царской семьи. Яйца, изготовленные частными фарфоровыми мануфактурами, были рассчитаны на более широкие слои населения.
Тарелка с фигурным бортом, декорированная в стиле ампир изящными золочеными завитками и пейзажной росписью на зеркале, является ярким образцом русского фарфора 1830–1840-х гг. Именно в эпоху Николая I пейзажные виды, выполненные с живописных полотен известных художников или гравюр, стали излюбленной темой в росписи фарфора.
Стилистически представленная тарелка близка предметам из свадебного сервиза – приданого великой княгини Александры Николаевны (1825–1844), дочери императора Николая I. Бракосочетание с ландграфом Фридрихом Вильгельмом Карлом Георгом Адольфом Гессен-Касселем состоялось в Санкт-Петербурге в 1844 г. Большая часть данного сервиза находится в Кассельском замке, остальные предметы – в частных и музейных собраниях.
Базовая цена
135 000 руб.
108
Ваза в стиле шинуазри
Россия, Санкт-Петербург. 1893 г.
Императорский фарфоровый завод
Фарфор; зеленая глазурь, лепка
Высота 37,0 см
Марка: зеленая подглазурная А III под короной и с годом 93; золотом от руки надглазурная 1893.
Восточная стилистика стала популярна в России в эпоху императрицы Елизаветы. В конце 1790-х гг. в заводских ведомостях ИФЗ упоминаются «китайские вазы» или вазы «на китайский фасон без ручек». В первом десятилетии ХIХ в. интерес к восточной художественной традиции отходит на задний план, уступая место новым эстетическим идеалам, но не исчезает совсем. В 1830–1890-х гг. художники снова обратились к традициям китайской керамики. Воспроизводились формы и сюжеты росписей не только оригинальных предметов, но и изделий русских мастеров конца ХVIII – начала ХIХ вв. В последней трети XIX в. в центре внимания европейских художников оказывается японское искусство. Русские мастера, которые в эти годы вели поиск новых форм, технологий и сюжетов декорирования фарфора, обратились к керамике, резному камню, кости и дереву, эмалям и лакам, цветной гравюре Японии. Особый интерес вызывали монохромные изделия простых и изящных форм, декорированные полихромными глазурями и рельефными композициями. Вошел в моду «природный стиль» японского искусства: растительные мотивы, изображения птиц и животных, мотив воды.
С освоением подглазурной полихромной росписи начался новый этап в развитии русского фарфора. Особенностью новой техники, обусловленной составом красителей и их изменением при обжиге, стали холодные, блеклые тона, некоторая акварельная размытость, вполне отвечавшие вкусам эпохи. Особых успехов добились русские керамисты в воспроизведении целой гаммы глазурей коричневатых оттенков, а также светло-зеленых, подобных восточным селадонам.
Предмет в прекрасной сохранности, редкий на антикварном рынке.
Марка: зеленая подглазурная Н II под короной и с годом 1914
Десертная тарелка с прорезным ажурным бортом и фруктово-цветочной кобальтовой композицией в центре зеркала. В период правления Николая II на ИФЗ изготовили только два больших парадных сервиза – «Александринский Бирюзовый» и «Царскосельский Пурпуровый». Император Николай Александрович и Александра Федоровна предпочитали заказывать для своих нужд небольшие приватные сервизы. К одному из таких дворцовых сервизов могла принадлежать представленная тарелка.
Марка: зеленая подглазурная Н II под короной и с годом 1915
Тарелка с монохромным изображением богини Афины в профиль в круглом медальоне. По борту – стилизованные композиции из цветов, морских раковин и стеблей аканта.
Представленный предмет отличается богатством замысла и высочайшим качеством исполнения. Сервиз, из которого происходит данная тарелка, крайне редок и не описан в литературе.