Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872–1957) «Ноктюрн», 1933 г.
Холст, масло; 78,5×94,5 см
Экспертное заключение: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, эксперт Геращенко И.В.
Справа внизу подпись и дата: В. Бялыницкий-Бируля 1933
На оборотной стороне холста авторская надпись: №4 «Ноктюрн»/ Подн (…) М.М. Ипполитову-Иванову в день 50-тилетнего юбилея/музыкальной деятельности.
Один из последних художников-передвижников, выдающийся пейзажист, академик живописи. Ученик С.А. Коровина и В.Д. Поленова. Жил и работал в Москве. Развивал традиции русского лирического пейзажа. Произведения мастера представлены в крупнейших музейных собраниях России и Белоруссии. Живописец придает изысканную красоту простому изобразительному мотиву, аранжируя его почти в монохромный колорит, богатый тонкими тональными соотношениями. «Ноктюрн» − характерная работа для зрелого периода творчества Бялыницкого-Бируля, когда сформировался его узнаваемый живописный почерк. Картина имеет музейное значение.
М.М. Ипполитов-Иванов (1859–1935) – русский композитор, дирижер, директор Московской консерватории (1906–1922), с 1925 г. – дирижер Большого театра.
Белякова Екатерина Михайловна (1891–1980) «Женщина в саду», первая половина 1920-х гг.
Холст, масло; 52,5×42 см
На обороте холста надпись: «Маковец»/ Белякова Е.М./1891 – 1980/ работа начала 20 гг
Экспертное заключение: Левина Т.М.
Живописец, график, монументалист, член знаменитого в 1920-е гг. художественного объединения «Маковец». Была близка к кругу П.А. Флоренского. Училась в Строгановском училище (1909–1913) у С.В. Ноаковского, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А.М. Корина, С.В. Малютина. Работы представлены во многих музейных (в том числе в ГТГ, ГРМ и др.) и частных собраниях. Е.М. Белякова много работала в жанре пейзажа, часто обращаясь к декоративной разработке мотива цветущего сада. Представленная картина относится к периоду работы мастера в объединении «Маковец».
Кикоин Михаил Константинович (1892–1968) «Ваза с цветами», 1920-е гг.
Холст, масло; 65×48 см
В правом верхнем углу подпись: Kikoine
Живописец, яркий представитель «парижской школы». Прошел обучение в художественной школе Я.М. Кругера в Минске, в 1909–1912 гг. занимался в Виленском художественном училище. В 1912 г. уехал в Париж, жил в колонии молодых художников на Монпарнасе «Улей», где подружился с Х. Сутином, творчество которого значительно повлияло на формирование художника. Кикоин посещал Национальную школу изящных искусств, мастерскую Ф. Кормона. С 1914 г. экспонировался в Салонах: Осеннем, Независимых. В 1928 г. представил свои работы на выставке современной французской живописи в Москве. В 1933 г. открыл на Монпарнасе собственную мастерскую и работал там до конца жизни. Произведения Кикоина хранятся в музеях Франции, США, Японии, а также в частных коллекциях. Натюрморт «Ваза с цветами» опубликован в каталоге-резоне: J. Cassou «Kikoine». L’édition d’art H. Piazza. P. 258, tab. 165
Грищенко Алексей Васильевич (1883–1977) «Пейзаж с мостом», 1933 г.
Фанера, масло; 58,7×73 см
Справа внизу подпись и дата: Gritchenko 33
На обороте наклейка: Le Pont Peyrot Alexis Gritchenko
Экспертное заключение: Левина Т.М.
Один из ярких представителей кубо-футуризма и примитивизма в русском искусстве, живописец, график, теоретик искусства. В 1910–1911 гг. занимался в студиях К.Ф. Юона и И.И. Машкова в Москве. Экспонировал работы на знаменитых авангардных выставках: объединения «Бубновый валет» в Москве, Союза молодежи, на выставке левых течений в искусстве. В 1920 г. эмигрировал. Принял участие в первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине. В 1928 г. отправил свои произведения на выставку современного французского искусства в Москве. В 1930−1960-е гг. много работал и экспонировался. Произведения мастера представлены в крупнейших отечественных музейных собраниях, среди них ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также за рубежом – в Национальном музее современного искусства в Париже, Королевских музеях Копенгагена и Брюсселя. «Пейзаж с мостом» исполнен в характерной экспрессивной манере А. Грищенко, отличается декоративным колоритом, построенным на тонких градациях зеленых, голубых, охристых, красных цветов.
Гринберг Владимир Ариевич (1896–1942) «Яхтклуб», 1930 г.
Бумага на фанере, масло; 21,7×27,9 см
В правом нижнем углу подпись в виде монограммы и дата: WG 930
Экспертное заключение: Силаев В.С.
Живописец, график, принадлежал к числу выдающихся мастеров так называемой ленинградской школы 1920-х – 1940-х гг., наряду с Н.А. Тырсой, Н.Ф. Лапшиным, А.Н. Самохваловым и др. Обучался у М.В. Добужинского, А.Е. Яковлева, О.Э. Браза. Участвовал в выставках «Мира искусства» (1917), группы «Шестнадцать» (1924), АХРРР – АХРР (с 1928), выставках советского искусства в США, Японии, Париже. Произведения мастера представлены в крупнейших музейных и частных собраниях, в частности, в ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в Ростовском областном музее изобразительных искусств в Ростове-на-Дону.
Бурэ Лев Леонардович (1887–1947) «Пейзаж», 1937 г.
Картон, масло; 24,5×32 см
В правом нижнем углу подпись и дата: Л. Бурэ 1937/ I/XI
Живописец, график. Посещал школу В.Н. Мешкова в Москве, в Петербурге – батальную мастерскую Ф.А. Рубо и мастерскую графики И.Я. Билибина. Член АХРР (с 1926). Работал в жанре городского архитектурного пейзажа, опираясь на традиции В.В. Верещагина.
В Самарканде писал этюды вместе с А.В. Исуповым. В предреволюционные годы Бурэ уже был признанным художником, его работы широко приобретались, попадая в музеи, университеты и частные коллекции, в том числе и зарубежные.
Ширяев Евгений Николаевич (1887–1945) «Розы», 1933 г.
Холст, масло; 60×73 см
Справа внизу подпись и дата: E. Chiriaeff 1933
Экспертное заключение: Левина Т.М.
Живописец, график, представитель русской художественной эмиграции. Учился в высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств (1910–1912) в Петербурге. В 1913 г. поселился в Париже. С 1920-х гг. занимался сценографией в сотрудничестве с С.Ю. Судейкиным. Участвовал в групповых выставках русских художников: В Венеции, Париже, Лондоне, Гааге. Выставлялся в Салонах: Осеннем (1913–1935, в 1921 – «Мире искусства»), Национального общества изящных искусств (1925–1940) и Весеннем (1937).
Пайлес Исаак (1895–1978) «Натюрморт с цветами, фруктами и скрипкой», вторая четверть XX в.
Холст, масло; 60×81 см
Справа внизу подпись: IPailes
Экспертное заключение: Левина Т.М.
Известный представитель знаменитой «парижской школы», один из мастеров русской эмиграции, чье наследие вызывает сегодня все больший интерес музеев и коллекционеров искусства. Родился в Киеве. Учился в Академии изящных искусств в Париже. С 1920 г. жил во Франции. Выставлялся в Салонах: Осеннем, Независимых, Тюильри и др. Входил в Союз русских художников во Франции. Имел многочисленные крупные персональные выставки в Париже, Амстердаме, Нью-Йорке, Лондоне, Женеве и др.
Янков Михаил Дмитриевич (1887–1970) «Сирень», 1930-е гг.
Холст, масло; 73×73 см
Справа внизу подпись: Янков М.
Живописец, член Союза художников СССР. Ученик Ю.Ю. Клевера. В 1919–1950 гг. принимал участие в многочисленных выставках. Жил и работал в Петербурге, с 1920-х гг. – в Москве. Автор пейзажей и натюрмортов. Произведения хранятся в музейных и частных собраниях России. Представленная работа − один из лучших образцов творчества живописца 1930-х гг. К этому периоду относится серия натюрмортов с сиренью.